Счётная палата оценила стоимость создания МС-21

Новость опубликована: 05.10.2018

Счетная палата РФ в сентябре 2018 года прочертила аудит Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) на предмет создания и запуска в серийное производство среднемагистрального самолета МС-21, сообщает «Коммерсант».

Общая стоимость проекта МС-21 оценивается аудиторами образцово 438 млрд рублей. На момент запуска программы и начала ее государственного финансирования распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года, стоимость создания лайнера оценивалась в 125 млрд руб. К 2017 году всеобщие расходы на период с 2008 по 2025 годы выросли до 284 млрд руб.

На 1 сентября 2018 года на создание лайнера уже потрачено 158,3 млрд руб., до 2025 года в программу необходимо вложить еще 279,1 млрд руб. До завершения трудов над разработкой самолета Корпорации «Иркут» нужно еще около 197 млрд рублей. С 2008 года государственное финансирование проекта выросла на 13 процентов и сейчас составляет 73%.

Увеличение стоимости программы и переносе сроков первого полета и основы серийного производства лайнера связаны с ростом инвестиций на переоборудование предприятий, участвующих в строительстве лайнера, на разработку и внедрение новых технологических решений, на проведение опытно-конструкторских трудов. Так, почти в два раза до 77 млрд руб. выросли расходы на модернизацию авиазаводов, и в двое — до 181 млрд руб. увеличилась стоимость ОКР. Около 25 млрд руб. составляют затраты на послепродажное сервис самолетов, что не было предусмотрено в первоначальном варианте программы.

Затраты на модернизацию предприятий выросли из-за отсутствия в исходном проекте схемы производственной кооперации. Из-за роста производственных планов по выпуску 70 аэропланов в год вместо 30, была выполнена глубокая модернизация и переоснащение Иркутского авиазавода и завода «Авиастар-СП» в Ульяновске, созданные с нуля «ОАК-Центр комплексирования» и завод «Аэрокомпозит».

Аудиторы Счетной палаты пришагали к выводу, что начальная стоимость разработки лайнера рассчитывалась Корпорацией «Иркут» «параметрическим методом». В основу расчетов положены данные советского и российского этапов разработки самолетов, которые не учитывали цифровое компьютерное проектирование и моделирование, требования как российских, так и зарубежных сертификационных органов. Расходы на ОКР выросли из-за конструктивных изменений агрегатов и систем, в частности, в связи с разработкой композитного покрывала. Для проведения испытаний и сертификации самолета с двигателями ПД-14 «Иркуту» потребовалось построить дополнительный опытный самолет. Также на увеличение стоимости сказались инфляция и рост курса валют.

В аппарате правительства «Ъ» произнесли, что МС-21 «приравнен к президентскому проекту» и будет финансироваться за счет госпрограммы развития авиапрома, собственных средств ОАК и банковских займов. В ОАК изданию подчеркнули, что при разработке МС-21 был учтен эксперимент создания самолета » Сухой Суперджет 100 — интегратором бортового радиоэлектронного оборудования выбран российский поставщик в отличие от французской фирмы Thales для SSJ100.