Руководство авиакомпании «Якутия» считает Суперджет 100 ненадёжным самолётом

Новость опубликована: 03.09.2018

Крышка августа 2018 года на рынке гражданской авиации России ознаменовался скандалом с авиакомпанией «Якутия».

Все началось с того, что 14 августа Росавиация опубликовала сведения о заминках регулярных и чартетных рейсов российских авиакомпаний в июле 2018 года. «Якутия» замкнула список с наихудшими показателями. С 1344 выполненных рейсов бывальщины задержаны 188 или 13,99%. При этом абсолютное большинство рейсов было задержано на 6 и более часов.

Через неделю, которая, вероятно, потребовалась на осмысление последствий и подготовку атаки, Якутское-Саха Информационное Агентство Ysia.ru опубликовало статью, в которой утверждается, что Суперджеты — самолеты ненадежны и что двигатель SaM146 имеет конструктивные недостачи камеры сгорания. А в длительных задержек рейсов привели как раз неисправности двигателей у одного из Суперджетов.

Журналист Аркадий Васильев пишет: «В авиакомпании подчеркивают, что ситуация с заминками рейсов сложилась из-за проблемы обслуживания и своевременного ремонта двигателей суперджетов и невозможности их замены иностранными воздушными судами».

«Мы одними из первых в краю приобрели самолет » Сухой Суперджет-100. К сожалению, из четырех воздушных судов, которые мы наметили к эксплуатации в этом году, из-за ненадежности двигателей остались лишь три. Поэтому возникают сбойные ситуации, на которые мы оперативно реагируем. Хочу подчеркнуть, что мы хотели использовать резервный самолет Boeing 737-700, какой схож по характеристикам с Сухим Суперджет. Но из-за неконструктивной позиции со стороны Минтранса РФ уже второй месяц не можем использовать его для выполнения производственной программы и удовлетворения пассажиров», — подчеркнул первоначальный заместитель генерального директора авиакомпании Илья Пономарев.

Боинг-737, в авиакомпании планировали использовать, зарегистрированная на Бермудских островах, как и многие иные пассажирские самолеты иностранного производства, летающих в российских авиакомпаниях. Владельцем самолета является американская лизинговая компания Fortress. Она выставила заявки, чтобы борт сохранил регистрацию на Бермудах, поскольку «стандарты РФ в части поддержания летной годности пока не соответствуют общемировым и международным стандартам».

Однако Министерство транспорта в лике ее председателя Евгения Дитриха отказал авиакомпании «Якутия» в использовании этого ВС, мотивировав отказ тем, что документация на самолет старше 20 лет из реестра Бермуд «не позволяет оценить его техническое состояние» и потому такое возрастное судно должно иметь российскую регистрацию.

Очевидно, что «Якутия» столкнулась с конфликтом интересов, и в ближайшей перспективе этот проблема решен не будет.

Ну, а при чем тут Суперджет? В авиакомпании решили ремонт двигателей SaM146 и длительный простой одного самолета обозначить главной проблемой заминок рейсов. Но вызывают вопросы и удивление несколько фактов.

Во-первых, отсутствие одного самолета никак не может привести к многочисленных многочасовых заминок рейсов, т. к. в авиакомпании обязательно должен быть резервный борт, готов в кратчайшие сроки вылететь на подмену.

Во-вторых, о том, что ремонт двух двигателей SaM146 будет длительным руководство «Якутии» не могло не ведать, т. к. был заключен соответствующий договор на ремонт, в котором прописаны сроки, а если сроки не выдерживаются, самолеты не летают, компания несет убытки, в дело вступают юристы, но в авиакомпании не сообщают, что собираются судиться с Power Jet за срыв сроков ремонта. Итак, полетная программа на летний сезон должна была строиться именно с учетом имеющегося в пролетарии состоянии самолетов.

В-третьих, в 2016 году в авиакомпании ничто не предвещало ненадежности Суперджета и конструктивных недостатков камеры сгорания двигателя. 21 октября 2016 года после получения очередного борта RA-89038 на сайте авиакомпании была опубликована заметка об этом событии.

В частности там говорится: «После почти четырех лет эксплуатации авиалайнеров Sukhoi Superjet 100 в экстремальных климатических условиях нордового региона, постоянного взаимодействия с производителем самолетов — АО «ГСС» и внесения совместных предложений по усовершенствованию эксплуатации самолета специалисты и руководство авиакомпании «Якутия» признают аэропланов SSJ100 перспективной машиной для развития парка воздушных судов «Якутии»». А в планах авиакомпании — дальнейшее увеличение парка Суперджетов.

И вот в августе 2018 года, когда сделалось известно об антирекордах авиакомпании, российский самолет из перспективного превратился в ненадежный. Все это наводит на мысли, что руководство «Якутии» почувствовало приближение чего-то весьма плохого. А Суперджеты — это поиск крайнего, мальчики для битья, — должен же кто-то или что-то быть виноватым в неудачах. Вот и пытаются сейчас в авиакомпании отыскать стрелочника и решили, что им будет Суперджет. Благо почва удобрена, любителей полить SSJ100 грязью много. Например, сетевое издание Sakhalife.ru.

«Якутия угодила в ловушку и была вынуждена покупать эти совсем «сырые» самолеты. Сейчас в Авиакомпании «Якутия» пять самолетов «Суперджет», летнее расписание было составлено с расчетом на четыре самолета. А в начине июня два «Суперджета» вышли из строя и все расписание рассыпалось», — пишет издание. И констатирует: «Именно поэтому в Авиакомпании «Якутия» часто говорят, что во всем повинен Штыров».

Штыров Вячеслав Анатольевич — Президент Республики Саха (Якутия) в 2002-2010 годах — вот и «мальчика для битья нашли. Виноваты кто угодно и что угодно, но лишь не руководство авиакомпании, которое уже в начале лета знало о проблемах, но расписание полетов не меняло.

Получается, что с 2012 года самолеты летали в экстремальных климатических условиях, и все в Якутии этому ликовали, и руководство республики было правильным и дальновидным, а в 2018 году Суперджеты стали «сырыми», ненадежными, с конструктивными недостатками.

Обычно банкротства случаются у нас по озари. Сейчас «Якутия» задолжала Государственной транспортной лизинговой компании 104 млн рублей. Иск уже предъявлен. Сумма не сказать, что очень большая в сравнении с длинном в 250 млрд рублей из-за которых обанкротилась «Трансаэро», но кроме этого Росавиация приказала «Якутии» в сентябре сократить чартерную программу на 10%. Это четыре рейса 1, 5, 8 и 12 сентября. Не немало. Но и крах «Трансаэро» ничто не предвещало, а запад ВИМ-Авиа начался в 2016 году также из многочисленных длительных задержек рейсов из-за долгов за топливо.

Из итого этого хочется сказать руководству авиакомпании: «Не ищите крайнего. Отвечайте за свои ошибки и исправляйте их, не валите с больной головы на здоровую! Суперджет отличный аэроплан, оставьте его в покое!»

А пока ждем осени, и что, «Якутия» — на выход?