Российских авиапассажиров оставили без багажа

Новость опубликована: 26.07.2017

Российских авиапассажиров оставили без багажа

Рекомендация федерации, несмотря на возражения двух своих комитетов, одобрил поправки об отмене бесплатного провоза багажа для невозвратных авиабилетов. Но дискуссия кругом новых норм продолжается на этот раз ее вызвали подзаконные акты Минтранса. Чиновники хотят установить минимальное ограничение по весу ручной клади на степени 5 кг, включив в нее книги, мобильные телефоны, ноутбуки, фото — и видеокамеры, верхнюю одежду и другие предметы. До сих пор все это провозилось бесплатно сверх всяких нормативов. Идея уже потребовала широкий резонанс в соцсетях, возмутила она и сенаторов. Минтранс должен переделать документы до осени.

Совет федерации (СФ) 25 июля одобрил изменения в Воздушный кодекс, какие отменяют норму бесплатного провоза багажа для невозвратных авиабилетов. За проголосовали 110 сенаторов, 18, 24 воздержались (всего в СФ 170 сенаторов). Выговор идет о том, что авиакомпании имеют право сами определять количество мест и вес багажа, включенных в невозвратный тариф. У пассажира с обратным билетом сохраняется право гарантировано отдать в багаж не меньше 10 кг без дополнительной платы, но конкретные параметры также зависят от перевозчика и тарифа.

Еще накануне два комитета СФ дали негативную оценку законопроекта и спрашивали разъяснений от Минтранса. В итоге вечером 24 июля Минтранс опубликовал проект изменений в отдельные пункты Федеральных авиационных правил (ФАП), определяющие регламент транспортирования пассажиров, багажа и грузов. До 4 августа документ будет доступен для публичных обсуждений. В нем предлагается установить минимальный вес ручной клади, которую пассажир не платит, на степени 5 кг (перевозчик может увеличить значение). При этом не учитываются дамская сумочка или портфель, детское питание на время полета, костюм в портпледе, ребяческая люлька при перевозке ребенка, костыли, кресло-коляска.

Сейчас список гораздо шире: в нем верхнюю одежду, печатные издания, фотоаппарат, видеокамеру, портативный компьютер, телефон, папка для бумаг, зонтик, трость, букет красок. В пресс-службе Минтранса пояснили, что «перечень был оптимизирован на основе исследований, которые выявили наименее популярные предметы, которые пассажиры обычно хватают с собой на борт самолета, кроме ручной клади». Перечисленные вещи, «по сути, всегда находятся в ручной клади пассажира», поэтому сейчас они «могут быть включены в минимальную норму ручной клади в 5 кг».

Но председатель рекомендации федерации Валентина Матвиенко назвала идеи Минтранса, вызвали во вторник большую дискуссию в соцсетях, «коллективной безответственностью» и «глупостью», потребовав, чтобы на первом заседании рекомендации федерации в конце сентября представитель министерства рассказал сенаторам о подготовке нормативных актов, касающихся исполнения закона о провозке багажа». В пресс-службе Минтранса «Ъ» удостоверили, что проект изменений в ФАП «будет доработан с учетом предложений экспертов и общественности».

Партнер Bain & Company Андрей Панов отмечает, что безбагажные тарифы уже известны российским пассажирам, поскольку используются иностранными перевозчиками, в том числе летающими из Москвы в Европу. Но для отечественных авиакомпаний до сих пор условия дешевых тарифов, какие начали массово внедряться перевозчиками в конце 2015 года, противоречили закону в части провоза багажа. Авиакомпании, которые используют эти тарифы, сталкивались с притязаниями пассажиров и регуляторов, поддерживаются судами. В частности, очень много вопросов вызвали тарифы лоукостера «Победа» (входит в группу «Аэрофлот»).

Ряд участников базара и экспертов считают, что изменение нормы приведет только к дополнительной путанице и скрытого роста цен на билеты. Но в самой Победе» заверили, что в случае принятия исправлений она готова снизить базовые тарифы на 20%. В компании утверждают, что около 40% ее пассажиров путешествуют налегке. В S7 также поддерживают поправки СФ, но обещают пока не менять систему тарифов. Коммерческий директор UTair Павел Пермяков подчеркнул, что компания не будет устанавливать норму провоза вещи ниже 10 кг даже в самом дешевом тарифном классе, пишет издание “Коммерсантъ“.