«Победа» оштрафовала пассажиров на 700 тыс. руб. за курение в самолете

Новость опубликована: 06.09.2017

"Победа" оштрафовала пассажиров на 700 тыс. руб. за курение в самолете

Низкобюджетная авиакомпания «Победа», как и обещала, основы судиться с пассажирами-курильщиками, из-за которых были совершены вынужденные посадки самолетов. Причем, самое интересное, что все рейсы с курильщиками летели в Махачкалу или из Махачкалы.

Первоначальный иск был подан в пассажира из-за курения на борту на 190 000 рублей в Тосненский городской суд Ленинградской области. Об этом в интервью РБК сообщила представитель лоукостера Елена Селиванова.

Еще по двум нарушениям ведется подготовка исков на 247 300 рублей и 250 000 рублей соответственно. Во всех трех случаях выговор идет о компенсации расходов перевозчика по вынужденной посадки, затрат на обслуживание рейса в аэропорту, оплату рабочего времени экипажа, лизинга, а также компенсации иным пассажирам рейса.

29 июня генеральный директор «Победы» Андрей Калмыков заявил, что «Победа» планирует ужесточить меры в отношении курильщиков на борту.

«Сейчас в случае выявления курящих пассажиров будет выполняться вынужденная посадка в ближайшем доступном аэропорту, пассажир будет сниматься с борта сотрудниками полиции, все затраты из-за вынужденной посадки будут взиматься с нарушителя», рассказал тогда глава компании. По его словам, курение на борту воздушного судна создает положительную угрозу безопасности и по этой причине категорически запрещено, о чем сообщается пассажирам до начала полета.

Первый инцидент произошел 24 июля на борту «Победы», вытекавший по маршруту Махачкала Санкт-Петербург. Из-за закурившего пассажира на борту самолетов авиакомпании совершил вынужденную посадку в московском Внуково, где виновник был сброшен с рейса и передан полиции. Общая задержка составила не более 35 минут. Тогда представитель авиакомпании сообщала, что все расходы будут взысканы с нарушителя. Всеобщая сумма расходов, по оценке компании, составила 190 900 рублей. Имя пассажира компания не раскрывала.

По словам представителя перевозчика, что сейчас компания стряпает документы для подачи еще двух исков к нарушителям. Второй случай курения на борту произошел на рейсе Москва Махачкала 3 августа, тогда аэроплан был вынужден совершить вынужденную посадку в Минеральных Водах. Свои расходы на обслуживание самолета и компенсации авиакомпания оценила в 247 300 рублей. Третий раз аэроплан «Победы», следовавший по маршруту Махачкала Москва, совершивший 15 августа вынужденную посадку в аэропорту Волгограда из-за закурившей пассажирки. Заминка из-за посадки составила около 40 минут. Расходы перевозчика составили более 250 000 рублей.

«Победа» решила усилить меры по войне с курением на борту в связи с частыми нарушениями, говорит Селиванова: с начала года зафиксировано более 30 случаев выявления курильщиков на борту пассажиров. «Это вырванные расходы, которые мы понесли по вине нарушителя, поэтому принято решение обратиться в суд для взыскания затрат», сказала она.

Курение на борту самолета запрещено в России на степени федерального законодательства. В соответствии с Коап нарушитель за курение табака в неположенном месте должен будет заплатить штраф от 500 до 1 500 рулей. Но до этого российские авиакомпании не применяли жестких санкций к курильщикам-нарушителям. По словам юриста правового департамента компании Heads Consulting Ксении Степановой, оштрафовать авиапассажиров, курили на борту лайнера, «Победа» могла и без подачи заявлений в суд, но тогда денежки получит государство, а не авиакомпания.

«Для принятия положительного решения по иску авиакомпания должна зафиксировать все факты нарушения документально (например, в протоколе об административном нарушении) и доказать, что поступок конкретного пассажира в данном случае дым от сигареты причинили ущерб на такую сумму», — отмечает Степанова. Но она считает, что шансы перевозчика взыскать компенсацию в этом случае довольно низкие. «Сложно представить, чтобы табачный дым нанес ущерб имуществу перевозчика на 250-500 000 рублей.», добавляет эксперт. Как правило, авиакомпании обращаются с исковыми заявлениями в адрес пассажиров лишь в крайних случаях, когда их имуществу или здоровью работников причинен реальный ущерб, например, если пассажир вел себя неадекватно вследствие опьянения, напоминает Степанова. В то же пора если авиакомпания сумеет доказать документально, что ей был причинен ущерб на озвученную сумму, то ее шансы на получение компенсации повышаются, отмечает адвокат Роман Гусак.