ОАК планирует возобновить производство противолодочного самолёта А-40 «Альбатрос»

Новость опубликована: 06.09.2018

Объединенная авиастроительная корпорация трудится над проектом восстановления производства противолодочного самолета-амфибии А-40 «Альбатрос». Об этом РИА Новости сообщил источник в ОАК перед открытием в Геленджике Гидроавиасалона-2018.

А-40 «Альбатрос» — крупнейший в нынешней мировой гидроавиации самолет, его максимальный взлетный вес составляет 90 тонн, он разрабатывался на замену противолодочным самолетам Бе-12 и Ил-38. Его основное назначение — ведение розыска, слежения и уничтожения подводных лодок противника. Также «Альбатрос» планировалось использовать при постановке минных заграждений и авиационных средств гидроакустического противодействия, притягивать к выполнению поисково-спасательных задач, ведение радиотехнической разведки и поражения надводных целей.

Перед конструкторами Таганрогского машиностроительного завода (ныне — ТАНТК им. Бериева) стояла сложная задача — разработать самолет-амфибию, какой не уступал бы по своим характеристикам сухопутным аналогам и одновременно обеспечить хорошую мореходность. А-40 должна была иметь возможность взлетать с воды при вышине волны до 2 метров.

Бортовое радиоэлектронное оборудование включало пилотажно-навигационный комплекс «Верба», комплекс радиоэлектронного противодействия, типовой комплекс связи, систему измерения параметров беспокойства водной поверхности и выдачи рекомендаций на оптимальное направление посадки. Кроме того, поисково-прицельная система включала радиолокатор, магнитометр и другое оборудование. В отличие от Бе-12 и Ил-38, А-40 изначально планировалось оснастить системой дозаправки топливом в атмосфере.

Самолет-амфибия А-40 представляет собой моноплан с высокорасположенным крылом, двухреданной лодкой и Т-образным хвостовым оперением. На концах крыла размещались поплавки. Для достижения необходимых характеристик на самолете применили покрывало большого удлинения сравнительно тонкого профиля, умеренной стреловидности и с мощной механизацией. Такое крыло обеспечивало экономичность при крейсерском полете и барражировании, а также небольшие взлетно-посадочные скорости.

Для улучшения взлетно-посадочных характеристик и обеспечения безопасности при несогласье двигателя, на А-40 применена комбинированная силовую установку. Она состоит из двух маршевых ТРДД Д-30КПВ и двух стартовых реактивных двигателей РД-36-35, расположенных над обтекателями стоек шасси.

Первоначальный полет А-40 совершил 8 декабря 1986 года. Полет в этот день не планировался и получился непреднамеренным.

В первой половине дня была уже выполнена основная программа испытаний, оставалось проверить эффективность руля вышины. Взлетно-посадочная полоса заводского аэродрома с одной стороны упирается в берег Таганрогского залива. Пробежки проводились в направлении от залива, однако к полудню вихрь изменил свое направление и самолет отбуксировали в противоположный конец полосы.

Во время пробежки в сторону залива, в 15:59, самолет оторвался от полосы, пункты для приземления и торможения уже не хватало, и командиру экипажа Евгению Лахмостову ничего не оставалось как взлетать. Сделав первый заход на посадку Лахмостов оценил управляемость самолета и пошел на другой круг, а затем, в 16:16 А-40 благополучно приземлился.

Вот как описывает нечаянный взлет сам Е. Лахмостов: «На второй пробежке при взятом на себя штурвале и скорости 160-170 км/ч, аэроплан энергично поднял нос. Уборка РУД и отдача от штурвала себя согласно задания, совпала с отделением самолета от ВПП и набором высоты 7-9 метров. При убранном РУД аэроплан летел уже на скорости 200-210 км/ч без привычной для меня тенденции к снижению. Из-за сомнения в безопасности прекращение взлета (по остатку длины ВПП) зачислил решение продолжить взлет, выполнил два круга в течение 17 минут и совершил посадку».

Причиной повторного взлета А-40 стало стечение цельного ряда обстоятельств, в числе которых оказались неучтенные экипажем хорошие разгонные характеристики самолета и то, что из-за верхнего расположения двигателей машина при уборке РУД поднимает нос.

19 июля 2014 года бывший главком ВВС РФ Владимир Михайлов рассказал РИА Новинки, что А-40 скоро вернется в строй ВВС.

«К нему сейчас снова возвращаемся. Раньше машина была довольно дорогая и не очень нам нужна. Сейчас, с учетом обострения ситуации, А-40 необходим. Он стоит и есть в стадии разработки. Сейчас на нем меняется старое оборудование», — сказал Михайлов.

3 марта 2016 года начальник Морской авиации Черноморского флота (МА ЧФ) полковник Геннадий Загонов известил, что к 2020 году противолодочные самолеты А-40 заменят самолеты-амфибии Бе-12 в рамках полного обновления парка МА ЧФ.