На смену «Новелле» придёт новый противолодочный самолёт на базе Ил-114-300

Новость опубликована: 05.01.2018

ОАК продолжает выполнение контракта с Минобороны России по модернизации противолодочных аэропланов Ил‑38. Они стоят на вооружении морской авиации Военно-морского флота нашей страны. В ходе работ компания «Ил» продлевает ресурс остающихся в построению машин, переоснащая их более современными бортовыми комплексами. Эти «илы» используются как для целей обороны, так и в спасательных операциях. Тем временем российский флот планирует заказать противолодочный патрульный аэроплан нового поколения. Работы по его созданию для морской авиации ВМФ России в ОАК близятся к завершению.

15 ноября 2017 года подводная лодка Военно-морских сил (ВМС) Аргентины «Сан-Хуан» перестала сходить на связь. Представитель ВМС Аргентины Энрике Бальби сообщил, что есть информация об одиночном взрыве, который мог быть связан с исчезновением «Сан-Хуана». По его словам, вином аварии на субмарине могло стать повреждение аккумуляторов. На борту подлодки находилось 44 человека, в том числе первая в истории Аргентины женщина-подводник Элиана Мария Кравчик. Розыски подлодки затянулись. Несколько стран направили свои технические средства для помощи в поиске пропавшего «Сан-Хуана». Минобороны России также послало запрошенное Аргентиной оборудование — подводный аппарат «Пантера Плюс», а также водолазов-глубоководников.

Однако поиск подводной лодки можно было бы существенно ускорить с поддержкой средств морской авиации ВМФ России. Бывший командующий Балтийским флотом ВМФ России (в 2001–2006 годах) адмирал Владимир Валуев заявил, что «целесообразным было бы устремить в район операции противолодочные самолёты Ил‑38 с магнитными обнаружителями».

Силы поисково-спасательного обеспечения российского флота регулярно проводят учения по спасению экипажа подводной ладьи, условно терпящей бедствие. Например, такие тренировки проводились в июле 2017 года на Тихоокеанском флоте в заливе Петра Великого. По извещению пресс-службы Восточного военного округа, в ходе учения с помощью самолёта Ил‑38 был осуществлён поиск “аварийной” подводной лодки, лёгшей на грунт на глубине возле 50 метров. Субмарина была успешно найдена, ее экипаж «спасён».

В октябре 2017 года в хлде очередных учений экипажей из состава морской авиации Тихоокеанского флота с аэродром Николаевка, размещённого в 37 км северо-восточнее Находки, поднялись в воздух противолодочные Ил‑38 Тихоокеанского флота. Цель полёта — подводная лодка в прибрежной акватории. Эти о субмарине были получены со спутника, но точные координаты самолёты получили с помощью гидроакустического комплекса. После обнаружения субмарины «илы» атаковали мишень глубинными бомбами и торпедами. Цель была уничтожена. Конечно, удар наносился не по конкретной субмарине, а по «подводной лодке условного противника».

Ил‑38 уже отметил собственный 55-летний юбилей с момента первого полёта. Однако начальник морской авиации ВМФ России, Герой России генерал-майор Игорь Кожин заявил телеканалу «Звезда», что Ил‑38 первоначального лица «до настоящего времени достойно выполнял задачи по поиску и обнаружению подводных целей, обеспечивая защиту морских рубежей государства, наших заинтересованностей в подводной среде». По его мнению, «аэродинамика самолёта настолько “вылизана”, что придумать что-то принципиально новое вряд ли представляется возможным».

Основные технические характеристики Ил-38Н

Максимальная взлётная масса, т
66

Крейсерская скорость, км/ч
570-600

Вышина полёта, м
8 000

Длина разбега, м
1 400

Длина пробега, м
900

Назначенный календарный ресурс, лет
48

В настоящее время компания «Ильюшин» ведёт труды по модернизации этих машин. «Новейший комплекс “Новелла”, установленный на модернизированных самолётах морской авиации Ил‑38, позволит увеличить эффективность розыска и обнаружения подводных лодок в четыре раза», — заявил в феврале 2017 года главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королёв. Он отметил, что морская авиация развивается синхронно с иными составляющими флота.

Впечатлительные американцы прозвали Ил‑38Н “Killer submarines” — «Убийца подлодок», и оказались недалеки от истины. Однако его потенциал гораздо размашистее. Рассказывая о новых возможностях самолёта, адмирал Владимир Королёв сказал: «Противолодочный самолёт в результате модернизации получил радиоэлектронный комплекс “Новелла”, какой позволяет увеличить эффективность поиска и обнаружения подводных лодок. И плюс к тому обладает возможностями ведения разведки и выдачи целеуказания. Этот же аэроплан с помощью новой поисково-прицельной системы может уверенно находить подводные лодки и уничтожать их, причём с применением расширенной по сравнению с базовым Ил‑38 номенклатуры вооружений».

Чуть ранее, в январе 2017 года, Игорь Кожин известил: «Авиация ВМФ России получит около 30 прошедших модернизацию самолётов Ил‑38Н. Поставка всех модернизированных самолётов должна завершиться не позднее 2025 года».

«Мы сообщаем сегодня, что летательные аппараты, устаревшие морально, в процессе модернизации становятся вполне современными. Они позволяют нам решать задачи, которые поставил перед нами президент России, а собственно выйти на 70-процентный рубеж новых самолётов морской авиации, — сказал Игорь Кожин. — Несмотря на достаточно серьёзный годы Ил‑38, ему сделана новая модернизация, которая позволит поднять возможности самолёта на качественно новый уровень. Наши “партнёры” будут весьма удивлены теми возможностями, которые в ближайшем будущем будут продемонстрированы модернизированными комплексами».

Эти возможности, очевидно, оценили и наши настоящие партнёры: в 1970-е годы Индия приобрела шесть Ил‑38.

13 февраля 2017 года. Аравийское море. Учения Военно-морских сил (ВМС) Индии TROPEX 2017. Морской патрульный аэроплан ВМС Индии Ил‑38SD выполнил пуск российской противокорабельной ракеты Х‑35Э класса «воздух — корабль» с радиолокационным управлением по кораблю-цели. Обозначение SD идёт от комплекса Sea Dragon — «Морской дракон», являющегося экспортным вариантом российского комплекса «Новелла». Как и аэропланы Ил‑38 ВМФ России, Ил‑38SD вооружены торпедами, бомбами, но по требованию индийских ВМС арсенал средств поражения расширен путём добавления в него ракет Х‑35Э.

По этим производителя Х‑35Э — корпорации «Тактическое ракетное вооружение», это — противокорабельная ракета, предназначенная для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5 тыс. т и морских транспортов. Х‑35Э может применяться в несложных и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника. Низкий уровень заметности ракеты обеспечивается её небольшими габаритами, предельной маловысотной траекторией полёта, а также особым алгоритмом наведения, обеспечивающим максимальную скрытность использования ракетой активной радиолокационной головки самонаведения.

Целеуказание может поступать как от бортовых оружий носителя, так и от внешних источников, которым в Аравийском море, видимо, выступал Ил‑38SD. Стоит добавить, что Х‑35Э имеет высокие тактико-технические характеристики: дальность пуска до 130 км, вышину полёта на маршевом участке 10–15 м, а на конечном — всего 4 м при скорости полёта около 980 км/ч.

Как заявил представитель пресс-службы ВМС Индии капитан Д. К. Шарма (D. K. Sharma), во пора учений TROPEX 2017 была успешно продемонстрирована способность Х‑35Э уничтожать цели на дальнем расстоянии. Это были первые подобные стрельбы с минувшего модернизацию и среднесрочный ремонт Ил‑38SD.

«Самолёт продемонстрировал свою способность наносить удар мощными противолодочными ракетами, — говорилось в опубликованном заявлении индийского флота. — Эта разработка подтверждает способность ВМС Индии гарантировать оборону дальних морских рубежей Индийского субконтинента». По словам капитана Шармы, Ил‑38SD принадлежал 315-й военно-морской эскадрилье, базирующейся в Гоа, в состав какой входят пять таких самолётов. Индийская пресса отметила, что поставка модернизированных Ил‑38SD началась в 2006 году, последний самолёт был передан в феврале 2010 года. Кроме того, сообщалось, что ВМС Индии планируют проведение ремонта для продления срока эксплуатации этих машин ещё на 15 лет.

В феврале 2017 года во пора аэрокосмической выставки Aero India 2017 в пригороде Бангалора (штат Карнатака) ВМС Индии подтвердили, что намерены продлить срок эксплуатации всех пяти имеющихся Ил‑38SD.

«Нам понравилось касательство индийских военачальников, их интерес к теме противолодочной авиации, — заявил российскому телеканалу “Звезда” генеральный конструктор авиационного комплекса “Ильюшин” Николай Таликов. — Они спрашивали у российских собеседников, можно ли создать немало современный самолёт с повышенными возможностями противолодочной борьбы».
Там же сообщалось, что для замены Ил‑38 в качестве платформы для разработки противолодочных самолётов нового поколения рассматривается двухмоторный турбовинтовой Ил‑114–300. По извещениям на Aero India 2017, компания Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) заявила о намерении выпускать как гражданские, так и военные версии Ил‑114 в рамках программы “Make in India”. Сторонки обсуждали, как HAL и другие индийские компании могут поставлять комплектующие и детали для завершения строительства новых Ил‑114 в России.

«В свое второе столетие морская авиация ВМФ вступает, деятельно обновляя свой состав и боевую выучку. Морские лётчики сегодня способны выполнять самые сложные задачи во всех широтах всемирного океана», — заявил в июле 2017 года Игорь Кожин. Тем временем уже разрабатывается новый самолёт, который в будущем должен будет заменить Ил‑38, проходящий сейчас бездонную модернизацию. «Работы по созданию противолодочных патрульных самолётов нового поколения для морской авиации ВМФ России близятся к завершению», — добавил начальство морской авиации российского флота.


Ил-114 Санкт-Петербургского НПП «Радар»

Ранее Игорь Кожин сообщал, что речь идёт о создании и вступленье в строй новой унифицированной платформы. Это современная машина, которая во многих вопросах будет превосходить зарубежные аналоги. Новая разработка заменит все имеющиеся в парке морской авиации патрульные машины.

Намечается, что Ил‑114 станет хорошей заменой самолётов семейства Ил‑18, которые продолжают эксплуатироваться Вооруженными силами Российской Федерации. Морской патрульный вариант Ил‑114 может оснащаться тем же комплексом “Новелла”, что не потребует вящих усилий при переучивании лётного и технического состава. А его лётно-технические характеристики, близкие и даже несколько превосходящие по отдельным моментам Ил‑38, позволят использовать наработанные экипажами Ил‑38Н новоиспеченные тактические приёмы поиска и уничтожения подводных лодок противника.

Вообще стоит отметить, что военное ведомство России возлагает большие чаяния на лёгкий пассажирский турбовинтовой самолёт Ил-114-300. «Авиация России» уже сообщала в конце 2017 года, что Минобороны России планирует заменить самолёт-разведчик Ил-20 на новоиспеченную машину, которая будет создана на базе Ил-114-300.

Ил-20 — одна из самых закрытых и старых машин в авиационном парке российских Воздушно-космических сил. Эти аэропланы, принятые на вооружение в 1969-м, ищут излучение радиоэлектронных систем, а также скрытые объекты противника. Работают Ил-20 не только в военное, но и в мирное пора. В годы холодной войны в ВВС стран НАТО «двадцатые» получили прозвище «верный друг». Они почти 50 лет совершают полёты в районах проведения учений, манёвров кораблей, развёртывания оружий противовоздушной обороны стран Североатлантического альянса.

Самолёт-разведчик и противолодочный самолёт на базе Ил-114 будет достойной заменой Ил-38 и Ил-20.

По материалам журнала ОАК «Горизонты», №4 (16), 2017 г.