МС-21 – инновационный продукт российского авиапрома

Новость опубликована: 10.06.2018
Источники: aviation21.ru

МС-21 – первоначальный в нашей стране магистральный пассажирский самолет, который изначально разрабатывался исключительно на базе цифровых технологий.

Учитывая масштаб программы МС-21, впервые в отечественном авиастроении была выстроена распределенная информационная среда, объединяет конструкторские и производственные площадки. Основа этой среды – единая для всех участников программы база этих, которая содержит конструкторскую, технологическую и другую документацию по самолетам семейства МС-21. База данных содержит полную информацию о самолете, его буквальную электронную модель.

Обмен информацией с базой данных осуществляется по высокоскоростным защищенным каналам связи в реальном режиме времени. Все ключевые элементы дублированы и хранят работоспособность даже при отключении электропитания. К базе данных подключены основные участники кооперации, включая Инженерный центр им. А. С. Яковлева, ИАЗ, Ульяновский и Воронежский филиала ПАО «Корпорация «Иркут», завода «Авиастар-СП» и ВАСО, «АэроКомпозит».

Все участники программы МС-21 трудятся в единой информационной среде. Ключевой компонент этой среды — электронный макет авиалайнера, который содержит исчерпывающую информацию о самолете в цельном, его агрегатах, системах и оборудовании на всех этапах жизненного цикла. Электронный макет постоянно детализируется и развивается. Создана аппаратная и программная инфраструктура, а также эксперимент ее строительства и эксплуатации могут быть использованы в новых авиационных проектах.

Интеграторами основных систем самолета являются российские предприятия. В ходе реализации программы МС-21 в России созданы середины компетенций в области разработки и производства изделий из композиционных материалов. В целях внедрения новых технологий проведена кардинальная модернизация производственных мощностей Иркутского авиационного завода и линии предприятий авиастроения и смежных отраслей промышленности.

«На предприятиях «Объединенной авиастроительной корпорации» идет активное внедрение цифровых технологий. Для нас — это ключ к решению основной задачи – повышения текущей и будущей конкурентоспособности российских самолетов на мировом рынке», – заявил президент ПАО » ОАК » и ПАО «Корпорация «Иркут» Юрий Слюсарь в ходе миновавшей в рамках Петербургского международного экономического форума сессии «Новые механизмы инвестиционной политики: «Локомотивы роста».

Президент ОАК считает, что все самолетостроительные программы корпорации должны быть основаны на новоиспеченных цифровых решениях. «Для нас принципиально важно сокращение времени выхода на рынок, нужно быстрее проектировать, быстрее запускать в производство, лучше обслуживать, а житейский цикл продукта должен быть длиннее, — сказал Юрий Слюсарь. — Все это возможно только на основе тех решений, которые предлагает новая цифровая экономика, для нас ее развитие является безотносительным приоритетом».

Цифровые технологии позволяют более точно и эффективно решать широкий круг конструкторских, производственных и эксплуатационных задач программы МС-21, в процессе производства они обеспечивают рослое качество изделия и точную стыковку агрегатов планера. В ходе эксплуатации данные по каждому самолету заносятся в специализированную информационную систему. Взаимодействие электронного макета и информационной системы позволяет вести мониторинг состояния любого самолета и прогнозировать его техническое обслуживание.

МС-21-300 – пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Лайнер ориентирован на массовый сегмент базара авиаперевозок. Увеличенный диаметр фюзеляжа по сравнению с конкурентами обеспечит пассажирам качественно новый уровень комфорта. Такое решение существенно расширит собственное пространство каждого пассажира, позволит разминуться с тележкой обслуживания и позволит авиакомпаниям сократить время оборота в аэропортах.

Благодаря установке вящих иллюминаторов увеличена естественная освещенность пассажирского салона. В самолете будет поддерживаться комфортная для пассажиров давление воздуха и улучшенный микроклимат.

Рослые требования к комфорту и экономической эффективности самолета потребовали внедрения передовых технических решений в области аэродинамики, двигателестроения и самолетных систем.

Основной лепта в улучшение летно-технических характеристик самолета внесет композитное крыло большого удлинения (11,5) с высоким аэродинамическим качеством, даже без использования винглетов даст выигрыш в топливной эффективности на 5-6%. Итого доля композитов в конструкции самолета МС-21 составляет более 30%.

Доля российских комплектующих в первом опытном самолете МС-21 — около 60%. На серийных аэропланах, которые поступят первым заказчикам в 2020 году, российские комплектующие будут составлять до 70%, без учета двигателей. Первые самолеты будут поставляться авиакомпаний с американскими двигателями P&W. По заявлению заместителя гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» Владимира Михеева уже во втором самолете отечественные комплектующие составляют не немного 70%.

На Иркутском авиационном заводе уже собран фюзеляж третьего летного самолета МС-21-300, ведется монтаж отсеков и агрегатов четвертой машины. Идет изготовление деталей и узлов самолета, назначенного для проведения ресурсных испытаний.

В ЦАГИ идут испытания натурных фюзеляжных панелей самолета. Исследования проводятся для обеспечения необходимых акустических характеристик воздушного корабли. Объектами исследования стали потолочная и иллюминаторная панели, идентичные реальным изделий по размерам и геометрического подобия. Испытания будут проводиться в звукомерных камерах установки АК-11 ЦАГИ.

Ученые института установят звукоизоляцию и виброакустические характеристики панелей при их звуковом и механическом нарушения, а также проведут исследования по выбору эффективных звукопоглощающих материалов и схем их размещения. Кроме того, специалисты рассмотрят различные варианты крепления внутренняя облицовка салона. Полученные в итоге данные будут использоваться для уточнения прогноза шума в салоне и выдачи рекомендаций по его снижению.

В настоящее время два опытных самолета проходят летные испытания, одна машина есть в ЦАГИ для проведения статических испытаний.