Лётная программа московского авиасалона — лучшая в мире

Новость опубликована: 19.07.2017

Несколько дней осталось до открытия в подмосковном Жуковском Интернационального авиационно-космического салона МАКС-2017, который пройдет на базе Летно-исследовательского института имени Громова в период с 18 по 23 июля. О том, какую нишу занимает московский авиасалон среди крупнейших авиационно-космических выставок вселенной, будут ли на нем представлены ведущие западные авиакомпании, какие пилотажные группы продемонстрируют в небе над Жуковским свое летное мастерство, что включает в себя деловая программа, рассказал «Интерфаксу» одинешенек из основателей МАКС, заместитель генерального директора ОАО «Авиасалон» Николай Занегин.

— Николай Александрович, в феврале этого года авиасалон МАКС отметил собственный четвертьвековой юбилей. Помнится, на первой выставке было заявлено, что в будущем московский авиасалон должен войти в тройку ведущих авиационно-космических выставок вселенной. Удалось ли добиться этой цели?

— Желание войти в тройку ведущих авиасалонов мира естественно. Но это скорее лозунг, цель, к которой вытекало стремиться. Считалось, что национальный авиасалон может войти в число ведущих выставок мира, при выполнении двух основных условий. Первое условие – край должна быть ведущим мировым производителем авиационной техники. Этому требованию удовлетворяет Paris Air Show, представляющий в первую очередь авиакосмическую индустрия Европы. Второе – страна может не производить авиатехнику, но тогда она должна обладать большим финансовым потенциалом по ее закупкам. Это мы видим на примере авиасалонов в Дубае или Сингапуре.

И желая Россия 90-х годов далеко не в полной мере отвечала этим требованиям, МАКС состоялся. Сегодня по совокупности основных параметров авиасалона: числу экспонентов, числу национальных павильонов и стран участниц, количеству летательных аппаратов, демонстрируемых на статической стоянке и в небе, числу бизнес посетителей, мы находимся на 4-5 пункте в мире.

— В чем, на ваш взгляд, преимущество МАКСа перед другими авиасалонами?

— К таким преимуществам, прежде всего, следует отнести широкую демонстрацию новоиспеченных прорывных технологий и разработок. Они дают представление о направлениях развития авиакосмической промышленности. В нашем авиасалоне принимают участие все ведущие научно-исследовательские институты края. Они представляют свои предложения по научным разработкам и предлагают кооперацию в научной сфере.

Наша лётная программа, безусловно, номер один в вселенной, сложная, насыщенная и зрелищная. Она продолжается в течение пяти-шести часов, этот незабываемый «балет в небе» не превзойден пока никем. Если в салоне — будь то Бурже, Фарнборо, Дубай или какая-то иная выставка — принимают участие две пилотажные группы — это считается большим достижением. На МАКС-2017 будет представлено восемь пилотажных групп. Это размашисто известные отечественные пилотажные группы ВКС «Русские витязи», «Стрижи» и «Соколы России», а также «Первый полет», «Русь» и «ЧелАвиа» и две иноземные: латвийская авиационная группа высшего пилотажа Baltic Bees jet team («Балтийские пчелы») и пилотажная группа ВВС Объединенных Арабских Эмиратов Al Fursan («Рыцари»).

Когда человек приходит в Большенный театр и видит какую-то мировую премьеру с участием знаменитых артистов, он считает, что исполнилась его мечта. На нашем авиасалоне представляется уникальная, подчеркиваю, уникальная возможность, увидать целый букет мировых авиационных премьер в небе.

Я имею в виду не только выступления пилотажных групп. Здесь демонстрируют незабываемый пилотаж наши летчики-испытатели. Ряд фигур высшего пилотажа, какие сначала выполнялись на Су-27 и МиГ-29, затем на Су-30, Су-35 и МиГ-35, до сих пор никто в мире не может повторить. А когда летчик испытатель компании «Сухой» Сергей Богдан начинает то же самое демонстрировать на истребителе пятого поколения Т-50, какой сделан по технологии «стелс» и, в отличие от Су-35 и МиГ-29, имеет другую аэродинамику, то понимаешь, что научно-технический задел, который был сделан ещё в советское пора, продолжает работать и сегодня.

— Сколько компаний примут участие в авиасалоне МАКС-2017, будут ли на нем представлены ведущие западные авиастроительные корпорации?

— Пока мы не можем подвести решительные итоги по участникам, но тот уровень, который был достигнут на МАКС-2015 будет превзойдён. Сегодня у нас на листе около 800 компаний и корпораций из 32 краёв. Число участников будет больше, т.к. каждая корпорация включает в себя несколько компаний.

Одним из первых заявку на участие в авиасалоне МАКС-2017, несмотря на существующую геополитическую обстановку, подал «Боинг». По-прежнему в салоне будет участвовать «Эрбас», желая этот европейский авиастроительный концерн сократил свое участие во всех выставках в мире. «Эрбас» представит не только самолет А350-900, но и новейший вертолет ВК117С2. Это указывает об интересе к сотрудничеству с Россией.

У нас не только не уменьшилось, а даже существенно увеличилось участие итальянских и китайских компаний. Причем это увеличение произошло не лишь по линии главных китайских авиационных и космических корпораций AVIC и CASC, но и за счет участия ведущих научных центров Китая на стенде CASIC.

На выставке будут представлены десять национальных павильонов: Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Чехии, Китая, Индии, Канады, Белоруссии и Ирана.

— Судя по вашим словам, западные санкции не оказали существенного воздействия на участие в авиасалоне американских и европейских компаний?

— Существенного не оказали. Некоторые страны уменьшили размеры стендов, но в целом не перестали участвовать. Иные, как например Италия, увеличили свое присутствие не МАКС в три раза.

— Какая авиационная и космическая техника будет показана на предстоящем московском авиасалоне впервые?

— Мне сейчас не хотелось бы анонсировать новинки, премьеры, могу лишь произнести, что они, безусловно, будут.

Планируется, что в лётной программе будет задействовано 80 воздушных судов, ещё 116 летательных аппаратов будет демонстрироваться на статической лагерю.

Отдельным разделом демонстрационной программы станет «Историческая экспозиция», включающая 21 летательный аппарат.

— Планируется ли участие в авиасалоне новейшего российского авиалайнера МС-21?

— Этот проблема к разработчику и производителю этого самолёта корпорации «Иркут». На пресс-конференции в Ле Бурже президент корпорации Олег Демченко сообщил, что машина сейчас проходит этап заводских испытаний. Программа заводских испытаний вводит 30-40 испытательных полётов, которые планируется завершить к ноябрю 2017 г. Только после того как эти полёты будут полностью выполнены, самолёт перелетит для проведения сертификационных испытаний в подмосковный Жуковский в Лётно-исследовательский институт имени М.М.Громова. Вытекает помнить, что в этом самолёте реализован ряд новейших технологий, которые ранее не применялись в отечественном самолётостроении. Поэтому все этапы лётных испытаний будут проводиться в целом объёме с особым вниманием.

Но конечно мы хотим видеть МС-21 на МАКСе, если не на этом, то на следующем.

— Как будут представлены на авиасалоне Воздушно-космические силы России?

— Минобороны РФ зачислило решение о полномасштабном участии ВКС в авиасалоне МАКС-2017. У нас будут представлены три военных пилотажных группы – «Русские витязи», «Стрижи» и «Соколы России». «Русские витязи» впервые выступят в целом составе на шести самолётах Су-30СМ, которые они освоили в начале года, а «Соколы России» покажут воздушный бой на новейших истребителях Су-35. На статической лагерю будет демонстрироваться 18 современных боевых самолётов.

Особо хотел бы отметить, что участие военных лётчиков в авиасалоне будет приурочено к празднованию 105-летия ВКС. В ходе авиасалона будут прочерчены специальные встречи с ветеранами, молодёжью, выпускниками и слушателями военных академий.

Когда наступят публичные дни (21,22 и 23 июля) авиасалон МАКС-2017 сделается незабываемым авиационным праздником. Число посетителей в течение этих дней на предыдущих салонах превосходило 350 тысяч. И на этом салоне посетители насладятся лётной программой, какая будет продолжаться более 5 часов и которую нельзя увидеть ни на одной выставке в мире. Этот праздник вызывает чувство гордости за достижения отечественной авиационной индустрии и мастерство лётчиков. Он, безусловно, будет способствовать привлечению молодёжи в высокотехнологические отрасли промышленности.

— Авиасалон МАКС всегда отличался не только рослой зрелищностью, но и насыщенной деловой программой. Что она будет включать в себя в этом году?

— На первых салонах заполнение большого количества конференц-залов для проведения деловой программы было связано с определенными трудностями. Ныне все залы расписаны практически до последнего дня работы салона. Компании стремятся провести презентации, конференции, круглые столы, обсуждения, выездные сессии и т.д. То кушать деловая программа непрерывно развивается.

В рамках салона, в частности, пройдет Евразийский аэрокосмический конгресс, Международный конгресс по транспортной авиации, Научно-техническая конференция «Материалы и технологии новоиспеченного поколения для перспективных изделий авиационной и космической техники» и ряд других мероприятий.

Существенным развитием деловой программы на МАКС-2017 станет разоблачил Match Making. Любой участник салона выбирает тему для переговоров, а организаторы предоставят ему возможность встретиться с ведущими российскими специалистами в этой районы.

— Что вы можете сказать о коммерческой составляющей авиасалона МАКС. На какую сумму могут быть подписаны контракты?

— Прогнозировать объём подписанных на МАКСе контрактов я бы не сделался. Могу сказать, что на прошлом салоне эта цифра составила 350 млрд рублей.

— По какой причине сроки проведения авиасалона МАКС-2017 бывальщины сдвинуты влево с августа на июль?

— Известно, что большинство авиасалонов мира проводятся раз в два года. Сегодня организаторы этих авиасалонов, в том числе, таких как Бурже, Фарнборо устанавливают вопрос о том, а не стоит ли перейти на трёхлетний или четырёхлетний цикл. Японцы, например, работают по четырёхлетнему циклу. Почему? Потому что авиационная, ракетная и космическая техника, какая сегодня создается, с каждыми годом становится всё сложнее, требует громадных финансовых затрат и требуются годы для создания новых образцов.

Потому было выпущено распоряжение правительства о том, что выставка МАКС и новая выставка «Армия» должны будут проходить по очереди – в один год МАКС, в иной — «Армия». Но после успешного проведения «Армии-2016» руководством Минобороны было принять решение провести выставку и в 2017 году.

В итоге мы очутились в ситуации, когда две громадные выставки, на которых ряд ведущих экспонентов одновременно принимают участие должны были проходить через один день. Потому мы пошли навстречу министерству обороны и несмотря на то, что у нас уже было заключено и подписано большое количество договоров как с нашими, так и зарубежными экспонентами сдвинули авиасалон на месяц ранее. Это, конечно, создало определённые трудности, но не привело к падению числа участников выставки.

— В СМИ в последнее время активно обсуждается вопрос возможного переноса авиасалона из Жуковского в Кубинку. Поддерживаете ли вы такие предложения?

— Любая страна имеет свою определенную специфику. Для России, как ни для какой другой страны мира, чрезвычайно важно, чтобы авиасалон был связан прямо с авиационным кластером. Не случайно в 2008 году было принято решение о создании на базе научного центра города Жуковского Национального середины авиастроения. Ещё до этого президент РФ определил, что единым и постоянным местом проведения авиасалона МАКС должен быть город Жуковский. Это логично, удобопонятно и необходимо для того, чтобы сохранять авиацию в нашей стране.

С другой стороны, мы сейчас много говорили о исключительно сложной и насыщенной лётной программе, какая без специалистов Лётно-исследовательского института, которые всю свою жизнь посвятили тому, чтобы научить самолёты летать на предельных режимах, не могла состояться. Лишь благодаря этим специалистам, благодаря уникальному аэродрому, огромной взлётно-посадочной полосе, которая является по длине второй в Европе (около 6 км), удалось реализовать необыкновенно сложную лётную программу МАКС и избежать каких-либо серьёзных происшествий во время проведения авиасалона.

Когда мы восторгаемся многотонными истребителями, какие выполняют немыслимые фигуры высшего пилотажа на запредельных режимах над головой сотен тысяч зрителей, вопрос лётной безопасности становится основным. В ЛИИ им. М.М.Громова технологии проведения лётных показов отлажены и они работают. И с этой точки зрения переносить салон на новое место как минимум непоследовательно.

И, наконец, ещё один, на мой взгляд, серьезный аргумент против переноса МАКС — финансовый. Для того чтобы переехать и создать необходимую аэродромно-выставочную инфраструктуру в Кубинке, вместо имеющейся на территории ТВК «Россия» в Жуковском, необходимо вложить громадные средства. Следует также помнить, что за прошедшие годы было вложено более 10 млрд. рублей чтобы создать инфраструктуру доставки посетителей в Жуковский, а в Кубинке эту непростую проблему ещё предстоит разрешить.

Позиция устроителей авиасалона МАКС базируется на том, что военно-морской салон должен проводиться в морском кластере, авиационный — в авиационном, потому что он безусловно стимулирует развитие авиационной индустрии. Люди, которые работают в этом кластере, должны видеть результаты своего труда.

— Оказывается ли финансовая поддержка со стороны государства проведению авиасалона или МАКС уже вышел на целую самоокупаемость?

— В отличие от ряда национальных выставок и международных форумов МАКС создавался и развивался на коммерческой основе без государственной финансовой помощи. И если мы тут не имеем ещё какого-то современнейшего выставочного комплекса, то это потому, что никакой дополнительной помощи мы от государства не получали. При громадных затратах на подготовку и проведение МАКС получаемая барыш не позволяет нам это сделать самостоятельно.

Поэтому мы не можем похвастаться современными выставочными павильонами, как это делает наш старый партнёр – выставка «China Air Show». К 20-летию проведения выставки они снесли павильоны площадью 20 и 40 тыс. кв. м и выстроили один павильон длиной 550 метров и шириной 150 метров. Великолепное сооружение. И когда я спросил у организаторов, а кто это финансировал, они удивились: «Как кто? Правительство.»

Совместно с тем хотел бы отметить, что павильоны, в которых мы проводим МАКС, не хуже тех павильонов, которые вы можете видеть на авиакосмическом салоне Фарнборо. Там все павильоны преходящие. Они возводятся и потом убираются после выставки.

Что же касается статической экспозиции, то здесь у МАКСа возможности беспрецедентные. Её площадь составляет 56 000 кв. м.

На минувшем авиасалоне в Ле Бурже я разговаривал с руководителями лётной программы, директорами по полётам немецкой выставки ILA и английской Фарнборо. По их словам, таких условий для проведения лётного показа, какие есть в Жуковском, где имеется большая зона ожиданий, нет нигде в мире.

Ле Бурже, например, находится в 15 километрах от аэропорта Шарль де Голь, где полёты штатских воздушных судов выполняются с интервалом одна-две минуты и воздушное пространство буквально забито пассажирскими бортами. Самолёты, принимающие участие в лётной программе авиасалона Paris Air Show, вырваны выполнять весь пилотаж в очень узкой зоне.

В заключение хочу сказать, что наш салон сегодня полностью самоокупаем и никаких дополнительных нагрузок для федерального бюджета он не создает.

— В заключительные годы организаторы Московского авиасалона находили возможность на бесплатной основе приглашать на авиасалон школьников, студентов вузов. Будет ли эта традиция продолжена?

— Разумеется, будет, это наша принципиальная позиция. В пятницу, 21 июля, посещение авиасалона студентами профильных вузов будет бесплатное. Исключительно значительным элементом программы МАКСа является детско-юношеская программа.

Направление работы с молодежью мы начали развивать одними из первых вместе с берлинским авиасалоном ИЛА. На нынешнем МАКСе у нас будет отдельный ребяческий павильон, отдельный павильон вузовской науки. Молодые учёные, которые в общем то стеснены в средствах, смогут продемонстрировать на МАКСе свои разработки. Должен произнести, что в этом году вузовская наука у нас будет интересной как никогда.

Отдельный павильон будет для детей с шести- семилетнего возраста, которые начинают мастерить модели. Всё это приводит к тому, что молодые люди потом идут в авиацию, где занимаются серьёзным и нужным делом.

Совершенно очевидно, что без авиации, без космоса, без ракетной техники Россия быть не может. И та геополитическая ситуация, в которой мы оказались, а также санкции и эмбарго на поставку целого ряда продуктов приводят к тому, что нам приходится мастерить ставку на собственные силы. Поэтому недооценить МАКС как инструмент для обеспечения безопасности и независимости нашей страны в технологических областях просто невозможно.

— Каким манером можно будет посетить авиасалон обычному любителю авиации?

— Для этого достаточно купить входной билет, который в рамках предварительной торговли можно приобрести, воспользовавшись услугами официального билетного оператора Партер.Ру, а в дни проведения выставки – перед входом на территорию выставочного комплекса.

Предусмотрены льготные входные билеты, обзавестись которые могут ветераны и участники Великой Отечественной войны, инвалиды I и II группы, Герои Советского Союза и Герои России, ветераны и участники брани в Афганистане и боевых действий в Чечне, многодетные семьи. Дети до 14 лет в сопровождении взрослых членов семьи могут посетить выставку даром.

Регламент работы выставки предусматривает, что с 18 по 20 июля будут проводиться официальные и деловые мероприятия, а с 21 по 23 июля выставка отворится для массового посещения. Расширенная лётная программа в дни массового посещения продлится с 11 до 17 часов.

С доставкой посетителей вопрос тоже отработан. Причём намного лучше чем, так, на авиасалоне номер один в Ле Бурже, где доставка посетителей находится на совершенно неудовлетворительном уровне.

У нас огромное количество автобусов, которые идут по специально выделенным чертам, есть перехватывающие парковки, перекрывается въезд в город на время проведения салона, на что не пошло руководство Ле Бурже.

Здесь я должен отметить лепта руководителей Московской области, администрации города Жуковского, и, конечно, силовых ведомств, которые проводят огромное количество мероприятий, чтобы гарантировать не только доставку посетителей, но и обеспечить их безопасность на должном уровне. Вся логистика, безопасность за многие годы отработаны как говорится до мелочей. Я должен произнести, что таких усилий по обеспечению безопасности логистики вы на других салонах не увидите. Как и лётной программы.