Конструкция крыла Ил-112В ранее на отечественных транспортных самолётах не использовалась

Новость опубликована: 20.10.2017
Источники: aviation21.ru

Одной из основных программ отечественного авиастроения, реализуемых в настоящее время, является разработка и строительство легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Эта машина предназначена для транспортировки легких образчиков вооружения и военной техники, грузов и личного состава, широкой номенклатуры разнообразных грузов при коммерческой эксплуатации самолета. Также самолет может осуществлять воздушное десантирование военных грузов и собственного состава. Ил-112В придет на смену выбывающему парка самолетов Ан-26.

Работы по проекту Ил-112В ведутся согласно государственному контракту на проведение опытно-конструкторских работ по созданию легкого военно-транспортного самолета, узникам между Министерством обороны РФ и ОАО «Ил». Самолет Ил-112В создается на ПАО «ВАСО» в «цифре», в соответствии с современными стандартами авиастроения. Впервые на производстве используется ноу-хау – 3D-терминалы, с поддержкой которых можно рассмотреть конфигурацию любой детали и этапы технологического цикла, как при проектировании, так и в процессе производства.

Особенностью нового легкого транспортника кушать крыло, что представляет собой кессонную конструкцию. Вместо двух отдельных консолей, соединенных с центропланом, цельное крыло Ил-112В крепится сверху на фюзеляж с поддержкой силовых элементов и специальных креплений. Ранее подобная конструкция крыла на отечественных транспортных самолетах не использовалась. Данное конструкторское решение позволит облегчить вес воздушного корабли, что сделает самолет более экономически эффективным в эксплуатации. В настоящее время на ПАО ВАСО уже завершен важнейший этап производственного цикла по созданию самолета – стыковка покрывала с фюзеляжем.

Разработка зализа крыла Ил-112В получила диплом конкурса «Авиастроитель года-2016» в номинации «Лучший инновационный проект». Работа была выполнена под руководством заместителя Основного конструктора Кругляковой Ольги Валентиновны коллективом молодых специалистов отдела Аэродинамики и Динамики полета (Александер Лоренсо пакина, Антон Серафимович Сухарев, Антон Юрьевич Рублев) и отдела Компоновка самолета (Владислав Николаевич Теремшонок).

Ценность труды заключается в сочетании инновационного подхода к проектированию аэродинамической поверхности и практического результата, который существенно снижает массу снаряженного самолета Ил-112В без кардинальных доработок конструкции. Молодые инженеры предложили новоиспеченный метод проектирования зализа крыла и фюзеляжа, который позволил создать единую параметризированную математическую модель поверхности высокого качества и гладкости. Этого невозможно было добиться, используя другие методики проектирования, т. к. результатом проектирования из них были многочисленные отдельные фрагменты поверхности, которые необходимо было «сшивать» между собой. При проведении трудов по повышению аэродинамического и весового совершенства существующей концепции легкого транспортного самолета-высокоплана были проработаны более эффективные компоновки крыло+фюзеляж+зализ, в том числе со смещением покрывала в контур фюзеляжа.

Инновационный метод позволил не только повысить качество поверхности, но и сократить время проектирования. Новый зализ крыла и фюзеляжа для самолета Ил-112В имеет габаритный размер на 32% меньше отправного, а его масса уменьшилась на 85 кг.

Для сравнения аэродинамического совершенства исходного и нового зализа специалистами отдела Аэродинамики и Динамики полета были выполнены расчеты с использованием нынешних высокоэффективных программных комплексов вычислительной аэродинамики (CFD). Базой для оценки служили результаты продувок исполнительной модели самолета Ил-112В в аэродинамической трубе ЦАГИ (АДТ Т-106) с выходным зализом. Расчеты показали, что новоиспеченная компоновка сохранила высокий уровень аэродинамического совершенства исходного зализа и не требует доработки силовой схемы конструкции и перекомпоновка внутренних систем. Это позволяет в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами внедрить зализ в конструкцию серийных легких транспортных аэропланов.

В настоящее время предложенный вариант зализа принят на детальную проработку для внедрения в конструкцию серийного самолета Ил-112В. По контракту на опытно-конструкторские работы на ВАСО будет выстроено два самолета. Первый будет использоваться в летных испытаниях. Второй самолет будет ресурсный для проведения испытаний в ЦАГИ. Реализация данного проекта в очередной раз показала, что максимального итога можно добиться только сочетая энергию молодых специалистов с опытом ведущих инженеров.

По материалам журнала (с) «Крылья Родины», сентябрь-октябрь 2017 г., стр 17-18