Истребитель пятого поколения — от ПАК ФА до Су-57

Новость опубликована: 17.09.2017
Источники: aviation21.ru

Очередной прообраз истребителя Су-57 (ПАК ФА Т-50) с бортовым номером 511 впервые поднялся в небо в начале августа. Обновленная машина стала девятым по счету истребителем тестовой серии, задействован в летных испытаниях. Итого было построено 13 опытных Т-50, включая образцы для наземных статических испытаний.


Су-47 «Беркут»

Предполагается, что Т-50-11 и более ранний Т-50-10, испытания какого пока ничего не известно, внешне полностью соответствуют серийного истребителя. В то же время комплекс бортового оборудования новой машине достанется в наследство от Т-50-9, впервые возвысился в воздух 24 апреля 2017 года. Глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь сообщал, что установочная партия, состоящая из 12 новейших аэропланов, начнет поставляться в Воздушно-космические силы России в 2019 году. Таким образом, от первого полета до серийного производства российского истребителя пятого поколения пройдет девять лет. Для машины такого степени — небольшой срок.

Первые испытания

Макет ПАК ФА был представлен президенту России Владимиру Путину в 2004 году. Истребитель изначально представлял собой сплав из перспективных технологий прообразов КБ Сухого Су-47 и РСК «Миг» Миг-1.44. Обе машины были спроектированы еще в советское время, но распад СССР поставил крест на этих программах. Кроме того, в 1997 году завязалось производство американского многоцелевого истребителя пятого поколения F-22 Raptor, который стал своеобразным законодателем мод в авиастроительной нише истребителей нового поколения. Сделалось ясно, что России нужен самолет на замену Су-27, не уступает западным конкурентам.


Первый полет прототипа Т-50-1

Финансирование программы ПАК ФА началась в 2005 году. А 8 августа 2007 года главком российских ВВС Александр Зелин известил журналистам, что разработка новой машины завершена. За два года планировалось построить три летных прототипа. Параллельно проводились испытания ПАК ФА на земле на двух первых многоопытных образцах — Т-50-0 и Т-50-КНС (комплексно-натурный стенд). Впрочем, из-за ряда технических сложностей впервые поднять в воздух истребитель удалось чуть запоздалее — 29 января 2010 года. Опытный, еще не окрашенный борт Т-50-1 пилотировал лучший российский летчик-испытатель Сергей Богдан. Полет длился возле 45 минут, в ходе которого дозвуковой самолет на скорости выполнил ряд несложных маневров с выпущенными шасси под наблюдением истребителя сопровождения Су-27.

Другой летный прототип Т-50-2 поднялся в воздух 3 марта 2011 года и уже 14 марта впервые преодолел звуковой барьер. До этого дня Т-50-1 и Т-50-2 осуществили 40 испытательных полетов. Тесты проходили в штатном порядке, но в августе 2011 года на авиасалоне МАКС с прототипом Т-50-2 произошел инцидент. Сергей Богдан должен был выполнить показательный полет, но во время разгона по ВПП из сопла правого двигателя вырвалось пламя. Пилот был вынужден прервать взлет. Причиной инцидента был назван помпаж двигателя — потеря устойчивого протекания воздушного потока сквозь турбину. Ремонт поврежденного самолета удалось провести в короткие сроки, и он вернулся к программе испытаний.

Третий прототип взлетел 24 июля 2012 года. В отличие от первых двух образчиков, которые были фактически «голыми», Т-50-3 уже был оснащен бортовой радиолокационной станцией (БРЛС) Н036 «Белка» с радаром с активной фазированной решеткой. В декабре 2012 года в атмосфера поднялся Т-50-4, также задействован в испытаниях БРЛС. Оба прототипа показали хорошие скоростные и маневренные характеристики, а перспективный радар работал в штатном порядке.


Сверхзвуковая ракета типа Х-31 «воздух-поверхность» на пилоне под крылом Т-50

Второй этап

Опытные машины Т-50-6 (первый полет — 27 апреля 2015 года), Т-50-8 (17 ноября 2016) и Т-50-9 (24 апреля 2017 года) воображали собой так называемые прототипы второго этапа. Их главное отличие от предыдущих прототипов — конструктивные особенности, позволяющие установить на самолеты новую силовую установку. В этот момент все воплощенные в железе ПАК ФА оснащены модернизированными двигателями АЛ-41Ф1. Двигатель второго этапа, известный под обозначением «изделие 30», получит новые вентилятор и систему управления, будет немало экономно расходовать топливо и обладать повышенным ресурсом. Ожидается, что опытный ПАК ФА с этим двигателем впервые поднимется в воздух в четвертом квартале 2017 года.

Кроме того, по оценкам авиационных специалистов, шестой, восьмой и девятый прообразы получили значительно усилен фюзеляж, немного увеличенный размах крыла, а также более широкое использование композитных материалов в конструкции. Вероятно, на одной из этих машин испытывался и штатное комплекс бортового вооружения ПАК ФА.


Демонстрационный полет на МАКС-2017

Готовность к серии

В июле 2017 года на авиасалоне в Жуковском Бондарев известил, что в рамках МАКС было подписано предварительное заключение по государственным совместным испытаниям первого этапа. Главком подчеркнул, что полученная рекомендация о начине изготовления установочной партии самолетов. Таким образом, девятый, десятый и одиннадцатый прототипы вполне можно назвать предсерийными машинами. Уже сейчас аэроплан вызывает у военных исключительно восторженные эпитеты.


Демонстрационный полет на МАКС-2017

В чем такого высокого уровня автоматизации удалось достичь благодаря самой нынешней электронной начинке самолета от разных производителей. В частности, российский Фонд перспективных исследований впервые представил на МАКС-2017 «нервную систему» этой машины — интерфейс, какой контролирует состояние конструкции самолета. Для демонстрации его возможностей фонд представил макет ПАК ФА, изготовленный из композитных материалов. Макет сделан таким манером, что при его деформировании (например, при попытке согнуть крыло) все внешние воздействия отражаются на мониторе, позволяя оценить характер дефектов. Не исключено, что это и многие иные технические новшества сейчас и чувствует пилот одиннадцатого — пока последнего — летного прототипа.


Су-57 — многоцелевой истребитель пятого поколения, инфографика

11 августа 2017 года Главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев впервые официально известил серийное название истребителя пятого поколения Т-50. Самолет получил обозначение Су-57.

Андрей Коц, РИА Новости