Ил-112В — долгострой, которому не видно конца

Новость опубликована: 10.07.2018
Источники: aviation21.ru

Легковесный военно-транспортный самолет Ил-112В должен заменить выводимые из эксплуатации самолеты Ан-26. В планах 2015 года первый полет первый опытный экземпляр должен был реализовать не позднее 1 июля 2017 года.

Самолет Ил-112 ОКБ им. Ильюшина начало разрабатывать в пассажирском варианте в начале 90-х годов. Но развал СССР и целая деградация экономики России в тот период привели к тому, что новый пассажирский самолет был никому не интересен, и вкладываться в него государство не имело ни возможности, ни жажды.

В 2004 году, переделанный в транспортный самолет, проект был предложен Минобороны, его включили в план гособоронзаказа и в программу закупок вооружений до 2015 г. И в августе 2010 г. военное ведомство кончило финансирование разработки Ил-112 в пользу приобретения семи грузовых Ан-140. АК им. Ильюшина было предложено найти внебюджетные средства для строительства четырех многоопытных самолетов.

Проектирование самолета и сборки первого опытного экземпляра на ВАСО были в очередной раз заморожены.

Работы над самолетом возобновились только в 2013 году, после того, как в крышке 2012 г. проект был представлен Сергею Шойгу. 23 декабря 2014 года Министерство обороны и АК им. Ильюшина подписали государственный контракт на проведение опытно-конструкторских трудов по созданию легкого военно-транспортного самолета Ил-112В.

1 октября 2015 года стало известно, что ВАСО начало изготовление первого опытного самолета Ил-112В. В производство запущены детали и узлы длительного цикла изготовления. Первоначальный полет намечен на середину лета 2017 года.

По сообщениям СМИ, ответственных чиновников, пресс-служб предприятий, участвующих в создании самолета, создавалось впечатление, что сроки будут вынесены, и если не в середине лета 2017 года, но к осени самолет поднимется в небо.

Первый звоночек прозвенел в сентябре 2016 г. 16 сентября директор дирекции программы Ил‑112В в компании «Ил» Дмитрий Савельев известил, что окончательная сборка первого летного экземпляра завершится в начале 2017 года. До середины 2017 года должно закончиться цикл цеховых и аэродромных отработок. Первоначальный полет должен состояться не позднее 1 июля 2017 года. «Работы ведутся по нагоночному графику, в соответствии со сроками госконтракта. График предусматривает подъем первого многоопытного образца в середине 2017 года. Работа идет строго по этому документу», — сообщил Дмитрий Савельев.

Тогда слова «нагоночный» не придали смыслы, хотя в самом заявлении уже были заметны проблемы – как график может быть нагоночным, если он придерживается в соответствии со сроками госконтракта? То кушать, уже тогда чиновникам было понятно, что сроки они не укладываются.

Через месяц, в середине октября, «Авиация России» сообщила еще об одной проблеме, какая тормозила реализацию проекта. Оказалась неполная оцифровка конструкторской документации. В частности, на Воронежский авиазавод поступило конструкторская документация на крыло, хвостовое оперение и мотогондолу в цифровом облике, а на фюзеляж – в бумажном.

Еще более существенной проблемой стало изготовление крыла самолета. Крыло Ил-112В состоит из длинномерных панелей сложного профиля. Покрывало имеет размах 27,6 метра. Вместо двух отдельных консолей, соединенных с центропланом, цельное крыло Ил-112В крепится сверху на фюзеляж с поддержкой силовых элементов и специальных креплений. Ранее подобная конструкция крыла на отечественных транспортных самолетах не использовалась. Данное конструкторское решение позволяет снизить вес самолета и повысить его экономическую эффективность.

Специалисты ВАСО заявили, что изготовление длинномерных панелей (20 метров) воображает для предприятия большую сложность и предложили изменить конструкцию крыла, чтобы упростить технологию его изготовления. Конструкторы ОАО «Ил» заявили, что крыло перепроектировать невозможно.

Нам неизвестно, вносились какие-либо изменения в конструкцию крыла, но такие факты уже тогда — более чем за полгода до запланированного первого полета самолета, потребовали настороженность и опасения, что сроки выдержаны не будут.

Чтобы самолет впервые взлетел 1 июля, его выкатывания должна была состояться хотя бы в январе 2017 года. Но ни в январе, ни в феврале или в марте аэроплан из цеха окончательной сборки не вышел. А в апреле на ВАСО состоялось выездное совещание, в котором приняли участие президент ОАК Юрий Слюсарь и первоначальный вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Посетив сборочный цех и ознакомившись с ходом работ, Дмитрий Рогозин написал в Твиттере: «В связи с отставанием от сроков подготовки самолета к первому полету, потребовал представить догоночный график труды над новой машиной». А с фотографий, которые были сделаны в сборочном цехе, можно было сделать однозначный вывод, что в 2017 году аэроплан никуда не полетит, а когда полетит – неизвестно, — на стапелях стояла наполовину собранная машина.

В первой половине этого года самолет поставили под ток и проверили его на герметичность, сейчас идет наладка и проверка гидравлических и воздушных систем, кондиционирования атмосферы, барометрии, настройка программного обеспечения и системы управления полетом. Теперь в планах АК им. Ильюшина поднять самолет в небо до конца года.

Но и эти планы могут быть не выполнены. В воскресенье, 8 июля, Телеграм-канал WarGonzo со ссылкой на свои ключи в Генштабе МО РФ сообщил, что проект Ил-112В может быть закрыт. Канал пишет, что разработка оказалась сырой и сконструирована с большим количеством технических промахов. Так, допустимый перегруз исследовательской модели вместо нормальных допусков до 10% составляет почти 40%, то есть около трех тонн. Выход на серийное производство вероятен только после исправления этих ошибок, что требует дополнительных денежных затрат и времени.

Источники WG не исключает, что из-за возникшей ситуации Минобороны может отказаться от дальнейшего финансирования проекта.

Проблемы с реализацией проекта Ил-112В могут сделаться причиной кадровых решений по смене главы ОАО «Ил» Алексея Рогозина, который выявил технические проблемы, когда возглавил холдинг в мае 2017 года.

9 июля ТАСС со ссылкой на свои ключи в ОАО «Ил» сообщил, что предприятие вместо Алексея Рогозина может возглавить действующий гендиректор ТАНТК имени Г. М. Бериева Юрий Грудинин.

Мы постоянно отслеживаем ситуацию с подготовкой Ил-112В до первого полета. Все заключительные новости вы можете узнать на нашем сайте в разделе «Ил-112В – последние новости и статус программы».