Группировка ВКС — три года в Сирии

Новость опубликована: 02.10.2018
Источники: aviation21.ru

30 сентября 2015 года завязалась операция российских ВКС в Сирии. В этот день Совет Федерации единогласно одобрил использование Вооруженных сил РФ в Сирийской Арабской Республике, а уже на следующий день – 1 октября – воздушно-космические мочи нанесли первые удары по позициям боевиков.

Передовая группа российских специалистов прибыла в Сирию в июне 2015 года. В ее состав входило несколько высокопоставленных военных и охрана. Перед ними стояла задача – установить место будущей военной базы. Группа изучала несколько объектов, и после тщательного анализа выбор пал на аэропорт Басиля Аль-Асада в провинции Латакия.

В 1980-е годы тут был советский объект, откуда велась радиотехническая разведка. Аэропорт был хорошо известен нашим специалистам. Также рядом, в Тартусе, находился пункт материально-технического обеспечения ВМФ России. Это гарантирует скорую доставку грузов и военной техники.

Но в аэропорту Аль-Асада был один серьезный недостаток. На тот момент он находился достаточно близко к линии фронта. Летом 2015 года схватки между боевиками и правительственными войсками шли в районах горной Латакии до аэропорта оттуда было чуть больше 30 км. И все же передовая группа рекомендовала раскатать авиабазу именно в аэропорту. В итоге это предложение было одобрено.

С 8 августа заработал так называемый «Сирийский экспресс». Шесть российских больших десантных кораблей приступили к транспортированию техники и грузов. До сентября они больше десяти раз выполнили переход между базами Черноморского флота и сирийском порту Тартус. Позже к транспортированию был привлечен и грузовой паром.

7 сентября авиабаза Хмеймим приняла первые самолеты. В этот день в Латакии приземлился тяжелый военно-транспортный Ан-124 «Руслан», а также пассажирский Ил-62М. На вытекающий день на базу прибыл еще один «Руслан».

К моменту открытия «воздушного моста» на авиабазе уже были построены стоянки для техники, самолетов и вертолетов. На аэродроме проложили добавочные рулежные дорожки и развернули все необходимые для обеспечения полетов радиоэлектронные системы.

18 сентября на авиабазе Хмеймим начала функционировать собственная система ПВО. В этот день в Сирию барыши четыре истребителя Су-30СМ. Они и взяли на себя функцию противовоздушной обороны. Машины разместили на стоянке в конце взлетно-посадочной полосы. С этого момента темп переброски авиационной техники неоднократно возрос.

Уже 21 сентября в Латакии кроме четырех Су-30СМ было развернуто 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24, столько же штурмовиков Су-25, а также четыре новоиспеченных многофункциональных бомбардировщика Су-34. К этому времени на авиабазе уже действовала эскадрилья беспилотных летательных аппаратов «Форпост». Для их хранения и обслуживания были выстроены специальные ангары-тенты.

Всего же сначала в состав авиационной группы ВКС входили 49 самолетов и вертолетов:

  • 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24М,
  • четыре фронтовые бомбовозы Су-34,
  • четыре истребителя Су-30СМ,
  • 12 штурмовиков Су-25СМ/УБ,
  • 12 боевых вертолетов Ми-24П,
  • пять транспортно-боевых вертолетов Ми-8АМТШ.

Группа была сформирована из экипажей строевых частей ВКС.

Для координации поступков авиации, проведение разведки и выдачи целеуказаний были привлечены самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 и Ту-214Р, а также самолет радиоэлектронной рекогносцировки и радиоэлектронной борьбы Ил-20М1. Вертолеты Ми-24П задействовались для непосредственной поддержки сирийских сухопутных войск.

Наращивание группировки было продолжено в декабре 2015-го, тогда в Латакию барыши четыре Су-34, четыре новых боевых вертолета Ми-35М и несколько транспортных Ми-8. В январе 2016 года в Сирии группировка пополнилась четырьмя новоиспеченными многофункциональными истребителями Су-35С.

Основной ударной силой российской авиагруппы был модернизированный фронтовой бомбардировщик Су-24М. Он оснащался специальной вычислительной подсистемой СВП-24 «Гефест», какая расширяла возможности самолета по поиску и уничтожению целей. Кроме Су-24М, Су-25СМ и Су-34 для ударных задач были задействованы многоцелевые истребители Су-35С и Су-30СМ, хотя изначально их основной задачей было воздушное прикрытие ударных самолетов.

Сирийская кампания стала первым боевым применением сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160 и турбовинтовых бомбардировщиков-ракетоносцев семейства Ту-95МС. Также с территории России осуществляли вылеты далекие бомбардировщики Ту-22М3. Для сопровождения привлекались Су-30СМ и Су-35С, а также модернизированные истребители Су-27СМ3, которые имели две дополнительные точки подвески под консолями крыла.

Тогда мощь «стратегов» потрясла Запад, потому что долгое время считалось, что российская авиация не способна воевать далеко от своих границ. Именно благодаря сирийским успехам ВКС было зачислено решение возобновить производство бомбардировщиков Ту-160 в модернизированном варианте Ту-160М2. Так, в ходе первого боевого вылета, 17 ноября 2015 года, два Белоснежных лебедя» выпустили в сумме 16 крылатых ракет Х-101. Все они успешно поразили указанные цели, а самолеты благополучно вернулись на российскую авиабазу Энгельс.

Впервые в порядочных количествах было задействовано высокоточное оружие, включая авиабомбы со спутниковой коррекцией КАБ-500С, штурмовики Су-25СМ применялись осколочно-фугасные авиабомбы (ОФАБ) независимого падения. Они использовались для поражения слабо защищенных военных объектов, бронированной и небронированной техники, живой силы.

Для поражения наземных целей Су-24М и Су-34 применяли ракеты с лазерной головкой самонаведения Х-29Л. Использовалась и авиационная многоцелевая управляемая ракета класса «атмосфера – поверхность», оснащенная полуактивной головкой самонаведения, – Х-25МЛ.

Бомбардировщики Су-34 осуществляли полеты с новейшими управляемыми противокорабельными ракетами Х-35У, один самолет этого образа с Х-35У демонстрировался в феврале 2016 года на настенном экране на брифинге Минобороны России для прессы.

В ходе боевых вылетов Ту-160 и Ту-95МС – использовали новейшие крылатые ракеты воздушного базирования Х-101 и Х-555, какие несли во внутрифюзеляжных отсеках. Ту-22М3 применялись свободнопадающие бомбы.

Весной 2016-го в сирийском небе прошел боевое крещение ударных вертолетов армейской авиации Ми – 28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор». Сообщалось, что они бывальщины оснащены одинаковым набором вооружения – 30-мм автоматической пушкой 2А42, неуправляемыми авиационными ракетами С-8ОФП калибра 80 мм и управляемыми ракетами «Штурм» двух типов. Вертолеты применялись при увольнении Пальмиры и Алеппо.

В ноябре 2016-го – январе 2017-го участие в боевых действиях приняла авиагруппа тяжкого авианесущего крейсера Северного флота «Адмирал Кузнецов». Он совершил дальний поход в Средиземное море, в ходе которого летчики палубной авиации на истребителях Су-33, Миг-29КР/КУБР выполнили 420 военных вылетов, в том числе 117 ночных, поразили 1252 объекта террористов. Также в составе авиакрыла корабля были вертолеты Ка-27ПЛ, Ка-27ПС и Ка-29.

В ходе этого похода бывальщины также испытаны морские вертолеты Ка-52К «Катран», и впервые применялся новый вертолет радиолокационного дозора Ка-31СВ, другое обозначение – Ка-35.

Сенсацией стало появление в небосводе Сирии самолета пятого поколения Су-57. По словам министра обороны РФ, два таких истребителя успешно выполнили двухдневную программу испытаний в военных условиях.

«Для оценки в боевой обстановке заявленных возможностей разрабатывается военной техники в феврале 2018 года были проведены практические пуски перспективных крылатых ракет оперативно-тактического направления с самолета пятого поколения Су-57», – пояснил позже Сергей Шойгу.

С сентября 2017 года в Арабской Республике успешно применялся истребитель Миг-29СМТ. «Полученный в Сирии эксперимент будет учтен в эксплуатации этих самолетов, а также внедрены в рамках разработки новых авиационных комплексов марки «Миг», в том числе Миг-35», – отметил генконструктор Объединенной авиастроительной корпорации Сергей Коротков.

Снабжение группировки осуществляли тяжкие военно-транспортные самолеты Ил-76 и Ан-124. Всего за всю операцию воздушным транспортом было выполнено 2785 рейсов.

За время операции ВКС России выполнили 39 тыс. военных вылетов. Интенсивность применения боевой авиации превышала 100 и более самолетовылетов в сутки, 20 ноября 2015 года зафиксировано максимальное число – 139 вылетов. Также было произведено 66 ударов крылатыми ракетами воздушного базирования.