Госдума принимает окончательное решение о «черных списках» авиадебоширов

Новость опубликована: 17.11.2017
Источники: aviation21.ru

Госдума принимает окончательное решение о "черных списках" авиадебоширов

Государственная Дума рассматривает в третьем, решительном чтении пакет законопроектов о «черных списках авиадебоширов». Таким образом, ставится точка в долгих спорах о том, как обезопасить пассажиров воздушного лайнера от буйных попутчиков.

О том, какие преграды встают на пути воздушных хулиганов, корреспонденту «Российской газеты» рассказал председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

Павел Владимирович, сейчас в авиации все будет как в известной прибаутке: с утра выпил – день свободный, в аэропорт можно не спешить, на борт все равно не пустят?

Новые законы позволят авиакомпаниям отказывать в воздушной транспортированию тем лицам, кто ранее грубо нарушил правила поведения в полете и кому суждено за это соответствующее наказание.

Действовать запрет на допуск к полету будет в течение года – с даты постановления о правонарушении или вердикта.

Будут создаваться специальные реестры лиц, совершивших на борту самолета правонарушения, которые создали угрозу безопасности полета, жизни или здоровью иных пассажиров, членов экипажа, или повлекли причинение вреда их жизни или здоровью.

Кто будет составлять эти «черные списки» и кто рискует попасть в них? Порой возникают ситуации, когда сами авиакомпании под тем или другим предлогом пытаются не взять в полет не понравился им пассажира. Широкий резонанс вызвали случаи, когда не пустили в зал девушку в инвалидном кресле, а высокорослого пассажира выставили за борт, якобы у него «чересчур длинные ноги». Не создадут запрещенные реестры поводов для злоупотреблений?

Решение о включении пассажира в реестр будет принимать руководитель перевозчика – авиакомпании или исполняющий долги руководителя. Но не по собственному усмотрению, а на основании документов, имеющих законную силу.

Это вступило в законную силу постановление о назначении лицу административного кары за совершение на борту правонарушения или вступивший в силу приговор суда о признании лица виновным в совершении уголовного преступления на борту воздушного корабли.

То есть ни о каком самоуправстве речи идти не может. В «черный список» попадет только тот, кто навредил на борту и кому суждено за это заслуженное кара.

Нарушение на борту воздушного судна могут стать причиной включения в «черный список»?

Весной был принят закон, который в апреле нынешнего года вступил в мочь. Им установлена уголовная ответственность за хулиганство на транспорте общего пользования.

Госдума принимает окончательное решение о "черных списках" авиадебоширов

То есть на железнодорожном, морском, водном, воздушном транспорте, а также в метро, электричках, трамваях.

Так вот за дебош на борту самолета сейчас предусмотрено уголовное наказание – штраф от 300 тысяч до 500 тысяч рублей и даже лишение свободы до 5 лет. А за групповое хулиганство – до 7 лет тюрьмы.

По этим, предоставленным компанией «Аэрофлот», после принятия этого закона количество случаев противоправного поведения пассажиров на рейсах авиакомпании снизилось. Но несколько обвинительных вердиктов за прошедшие полгода уже было вынесено.

Такие лица, которым вынесен приговор за хулиганство на борту самолета, будут включаться в реестр и не допускаться к полету. Кроме того, угодят в «черный список» и те, кто совершил из хулиганских побуждений действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств. Данное преступление наказывается до двух лет лишения независимости.

В самолетах все-таки не каждый день случаются буйные выходки с поломкой оборудования. Чаще происходят скандалы, показное невыполнения требований экипажа. Что угрожает таким любителям «покрасоваться»?

Я сам часто летаю и могу сказать, что таких случаев стало значительно меньше. Во всяком случае за последние 5-7 лет. Надеюсь, что после принятия новоиспеченного пакета законов их станет еще меньше.

Вместе с тем невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна является административным правонарушением и также будет одним из оснований для включения пассажира в «черноволосый список». Перевозчику, на борту которого совершено такое правонарушение, будет направляться копия постановления о назначении лицу административного наказания. На основании такого постановления авиакомпания сможет включить нарушителя в «черноволосый список».

Если в результате такого беднягу пригвоздили приговором к позорному столбу, то это навсегда или у него есть шанс оправдаться со временем?

Решение о включении пассажира в реестр принимается в течение месяца после того, как перевозчик получит постановление о направленье лицу административного наказания будет размещен приговор суда на соответствующем сайте в Интернете.

Действовать запрет на допуск к полету будет в течение одного года с даты вступления в легитимную силу постановления об административном правонарушении или приговора суда соответственно. Через год человек будет исключаться из реестра и, если не повторит неразумных поступков, сможет летать хоть всю существование.

Реальная жизнь не всегда укладывается в рамки бумажных уложений. В стране немало мест, куда, как в песне, «только самолетом можно долететь», особенно в пору вешней распутицы. Что, если человек живет в таком медвежьем углу, серьезно заболел, а над ним «черные» санкции?

Закон учитывает нетривиальные ситуации и допускает исключения из правил. Пассажиру, включенному в реестр, не может быть отказано в торговле билета на самолет в следующих случаях.

Предусмотрены исключения для лиц из «черного списка» в случае жизненных ПП

Если пассажир возвращается в Россию с пункта отправления, один-единственный вид транспортного сообщения с каким – это воздушная перевозка. Или если пассажир подлежит административному выдворению из РФ, депортации или реадмиссии, единственно возможным видом транспорта – воздушным. Кроме того, невозможно будет отказать пассажиру, который направляется к месту лечения сопровождает пассажира из числа инвалидов к месту лечения, или возвращается обратно. А также, если пассажир направляется к пункту захоронения члена семьи или близкого родственника или назад.

Как вы оцениваете вероятную эффективность новых норм?

Законодательные меры по созданию «черных списков», какие находились на рассмотрении Госдумы более 5 лет, как и принятый весной закон о уголовной ответственности за хулиганство на транспорте. Эти законы в комплексе должны максимально защитить авиапассажиров от случаев захватнического поведения на борту. Изменения позволят свести к минимуму и количество вынужденных посадок воздушных судов, которые часто приходилось осуществлять в итоге инцидентов в полете. У людей не будут срываться планы, они смогут в спокойной обстановке добраться до пункта назначения.

Когда начнут действовать «черноволосые списки»?

Изменения вступят в силу через полгода после официального опубликования законов. Это время понадобится для того, чтобы наладить труд нововведений.