Год 1963: русское чудо на Неве

Новость опубликована: 28.08.2018
Источники: aviation21.ru

На телевидении озвучили выводы спецкомиссии о приводнении пассажирского лайнера на Неву в 1963 году.

Эта история могла бы сделаться сценарием для фильма-катастрофы. Но стала материалом документального расследования. О фатальном невезении, рискованных, но героических действия пилотов и чудесное спасение – новый кинофильм телеканала «МИР» – «Иду на Неву». Впервые на телевидении были представлены архивные документы с выводами летной коллегии при Совете министров СССР вина и последствия авиапроисшествия. Съемки реконструкции полета проходили в Санкт-Петербургском университете гражданской авиации, где специально для телеканала был максимально точно воспроизведен салон самолета Ту-124.

Ту-124 вылетел поутру 21 августа 1963 года из Таллина в Москву. На борту 45 пассажиров и 7 членов экипажа. Сразу после взлета пилоты постигли, что переднее шасси, на языке летчиков – «нога», не состоит. Штатная посадка в таком случае исключена, пригласили аварийную. В Таллин возвращаться невозможно – город накрыл густой туман. Диспетчеры направили борт в ближайшую авиагавань с хорошей погодой – Ленинград.

Чтобы при аварийной посадке аэроплан не загорелся, нужно было выработать топливо. Заходя на восьмой круг, сбивается с ритма, начинает «чихать» и в итоге глохнет левый двигатель. До посадочной полосы немало 20 км, диспетчер дает команду сократить маршрут – лететь через центр Ленинграда. «Только не на город, дотяните до полосы». В тот момент, когда аэроплан летит над Исакием, падает давление и в правом двигателе, он останавливается. В диспетчерской «Шоссейной», так тогда назывался аэропорт Ленинграда, начинают прощаться с бортом, ожидают неминуемого взрыва. Связь с экипажем пропадает…

В Советском Союзе до аварийной посадки на воду пилотов не готовили. Рискованное решение «идти на Неву» могло обернуться крушением. Но благодаря филигранным действиям экипажа и одной счастливой случайности в аварийном приводнении никто не пострадал.

О том, что произошло после полета и о судьбе пилотов – прежде всего профессиональной – раньше почти ничего не было известно. Только сейчас, через 55 лет после события, авторам кинофильма удалось получить доступ к документам, хранящимся в Российском государственном архиве экономики. Эти документы – протоколы заседаний Коллегии Главного управления штатского воздушного флота при Совете Министров – эксклюзив телеканала «МИР». Авторам фильма удалось в мельчайших подробностях воссоздать события того дня и сделать кинофильм исторически достоверным.

Журналисты телеканала связались с десятками очевидцев и родственниками экипажа. Узнали, какие летные инструкции были пересмотрены после приводнение на Неву. Выяснили, отчего КБ Туполева было рекомендовано провести летные испытания Ту-124, и как после такой посадки самолеты этой серии стали хитом советского авиастроения.

Кинофильм, который рассказывает о посадке пассажирского лайнера на воды Невы летом 1963 года, вышел в эфир телеканала «МИР» 18 августа, сейчас он доступен на сайте телеканала в рубрике «Документальные кинофильмы».

Смотреть документальный фильм «Иду на Неву»

Пресс-релиз предоставлен ТК «МИР»
Фото (с) Сергея Дорофеева, http://russianplanes.net/id191847