Фронтовая авиация России поколения 4++ по итогам Сирии

Новость опубликована: 09.08.2017

Аэропланы фронтовой авиации российских Воздушно-космических сил (ВКС) успешно продемонстрировали свои боевые возможности в ходе воздушной операции в Сирии. Участие в реальных военных действиях позволило не только проверить характеристики техники, но и наметить новые направления модернизации самолётов, которые позволят повысить их эффективность.

На поле успешных боевых действий в Сирии растет престиж российской военно-воздушной техники в мире. Её начал рассматривать для пополнения своих парков цельный ряд стран. «Мы отмечаем рост интереса со стороны потенциальных заказчиков, — отметил президент ОАК Юрий Слюсарь в программе “В рабочий полдень” телеканала “Россия 24” в апреле 2017 г. — Это и Су‑34, пять себя показавший в Сирии во время боевых действий. И Су‑35 — наш новый самолёт, это был первый опыт применения его в боевых условиях. И самолёт Су‑30СМ — сверхманёвренный аэроплан, который уже поставляется, но есть новый виток интереса, который мы отмечаем после сирийских событий».

«Сирийская кампания сделала хорошую рекламу российскому вооружению, в первую очередность новым типам российских боевых самолётов Су‑30СМ, Су‑35 и особенно Су‑34, а также высокоточным средствам поражения — крылатым ракетам и авиационным боеприпасам, — сообщает член Общественного совета при Минобороны России Руслан Пухов. — Поэтому можно ожидать роста интереса иностранных заказчиков и роста торговель в этих сегментах».

Дополнительную популярность отечественным самолётам добавит их демонстрация на авиационных выставках российскими пилотажными группами. Две самые популярные из них — «Русские витязи» и «Стрижи» — будут сейчас выступать на самых новых модификациях истребителей поколения 4++.

Потенциал Су‑34

23 марта 2017 года. Министерство обороны Сирии опубликовало кадры боев с боевиками «Исламского страны» (ИГ; террористическая организация, запрещена в России) в районе Дайр-эз-Зор. На них видно, как российская авиация поддерживает наступление сирийского десанта. В частности, показано, как фронтовой бомбовоз Су‑34 ВКС России наносит бомбовые удары по позициям террористов, поддерживая наступление бойцов сирийской армии.

Су‑34 активно эксплуатируется и в России. Образцово в те же дни, когда шли бои в районе Дайр-эз-Зор, уже пресс-служба Министерства обороны Российской Федерации сообщила, что экипажи фронтовых бомбардировщиков Южного военного округа (ЮВО) выполнили военные стрельбы на незнакомых полигонах на большой дальности. Стрельбы стали очередным этапом тактических учений 4-й армии ВВС и ПВО. Лётные испытания военные пилоты проходили в составе нескольких авиагрупп. При этом Су‑34 в сопровождении истребителей Су‑27СМ3 и Су‑30СМ совершили беспосадочные перелёты на расстояния более 6 тыс. км с дозаправками в воздухе в дневное и ночное пора суток.

Чуть ранее начальник пресс-службы Западного военного округа (ЗВО) полковник Игорь Мугинов сообщил журналистам: «Лётчики одного из авиационных полков ЗВО завершили переподготовку на бомбовозы Су‑34, звено которых пополнит авиационное соединение округа до конца 2017 года. Переобучение проходило в Липецком центре боевого применения и переучивания лётного состава». Мугинов отметил, что в ходе подготовки пилоты изучили тактико-технические характеристики самолёта, его технологическую базу и особенности пилотирования. После теоретических занятий экипажи прошли специализированный курс на наземных тренажёрах, затем выполнили полёты на Су‑34 по сфере, по маршруту и в зону.

«ВКС России в 2016 году получили 16 фронтовых бомбардировщиков Су‑34, — доложил министру обороны Российской Федерации Сергею Шойгу командир 277-го бомбардировочного полка полковник Александр Горин в ходе целого дня военной приемки. — Все поставленные в часть самолёты выполняют полёты по плану боевой подготовки. Кроме того, шесть самолётов решают задачи в Сирийской Арабской Республике с февраля 2017 года. Притязаний по качеству к полученной технике нет». Александр Горин отметил, что «Су‑34 в сравнении со своим предшественником Су‑24, ранее эксплуатируемым в полку, является сверхзвуковым аэропланом, предназначенным для уничтожения наземных целей противника в тактической и оперативной глубине, сосредоточением основных усилий до 600 км от линии боевого соприкосновения».

В таком же объёме планируются поставки и в льющемся году. «Новосибирский авиазавод имеет длительный контракт с Минобороны на 92 самолёта Су‑34 и выполняет его с опережением срока практически на год. В этом году мы ожидаем сверхплановые поставки четырёх аэропланов, а общий объём заказа текущего года — 16 Су‑34,— сообщил заместитель министра обороны Российской Федерации Юрий Борисов при визите Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова (филиала компании “Сухой”). — График поставки самолётов заводом с Минобороны согласован, мы никаких сюрпризов не ждём».

Заместитель министра обороны Российской Федерации отметил высокие характеристики бомбардировщика: «Су‑34 зарекомендовал себя с самой лучшей сторонки в сирийском конфликте, имеет огромный модернизационный потенциал и является самолётом практически нового поколения». Этот «модернизационный потенциал» начнёт проявляться уже со вытекающего года. «С 2018 года (Новосибирский.— Ред.) авиазавод начнёт модернизацию Су‑34, — отметил Юрий Борисов. — Мы обсудили с руководством завода и Слитой авиастроительной корпорацией планы работы по самолёту в рамках будущей государственной программы вооружения на 2018–2025 годы. Думаю, что ещё не раскрыты все возможности этого аэроплана. Это в первую очередь связано с тем, что мы сейчас завершаем ряд опытно-конструкторских работ по адаптации к нему новых авиационных средств поражения».

Также Юрий Борисов отметил большенный экспортный потенциал Су‑34. По его словам, многие страны уже «начинают проявлять неподдельный интерес к этому самолёту».


Су-35С

Сверхманевренность Су‑35С

25 марта 2017 года в сети показалось видео, заснятое террористической группировкой «Хайят Тахрир аш-Шам». На нём российский многофункциональный истребитель Су‑35С наносит удары по наземным целям — отряду противозаконного вооруженного формирования на юге провинции Идлиб. На видео показано, как самолёт, снижаясь до определенной высоты, выпускает тепловые ловушки для предотвращения поражения зенитными ракетами. Этих о своих потерях сами атакованные исламисты не сообщили, однако на кадрах были видны многочисленные пятна крови на камнях и большое число разбросанного оружия.

Важно, что использование самолётов Су‑35С позволяет защищать самолёты авиационной группы в любой точке всего ближневосточного региона. Минобороны России помечает, что многофункциональные истребители Су‑35С в Сирии усиливают прикрытые ударной группировки, обеспечивая защиту штурмовой авиации ВКС России. И не только штурмовиков. Как неоднократно помечала пресс-служба российского военного ведомства, истребители Су‑30СМ и Су‑35С, базирующиеся на сирийском аэродроме Хмеймим, обеспечивают также прикрытие ракетоносцев Ту‑95МС, взлетающих с территории России и наносящих удары по объектам боевиков в Сирии.

«F-35 лучше удалиться»

«Истребитель F-35 не подходит для эффективного противодействия российскому Су-35, — написал американский аналитик Дэйв Маджумдар (Dave Majumdar) в мае 2017 года в издании National Interest. — Если F-35 принудят к воздушному бою, то избавить машину смогут только лётные навыки и опыт пилота».

Автор полагает, что Су-35 с улучшенной авионикой, двигателями и конструкцией планера в ближайшее пора будет распространяться во всем мире. Противопоставить ему американская сторона сможет лишь F-35, который сложно назвать превосходным истребителем. Описывая гипотетическую ситуацию, при какой четыре F-35 встретятся в воздухе с четырьмя Су-35, Дэйв Маджумдар считает, что «группе F-35 лучше просто уйти и вызвать на помощь F-22 и F-15C».

В том же случае, если воздушного боя избежать не удастся, пилотам F-35 вытекает полагаться на скрытность, бортовую электронику и умную тактику, но не забывать о том, что в открытом противостоянии F-35 достаточно уязвим. «Этому самолёту не хватает необходимой для нынешнего эффективного воздушного боя скорости и максимальной высоты полёта, — уверен Маджумдар. — Кроме того, у него недостаточно ракет класса “атмосфера — воздух” для борьбы с вражескими истребителями. В принципе, пилоту F-35 следует избегать тесного боя любой ценой».

Российские лётчики, успевшие полетать на новоиспеченном истребителе, с восторгом говорят о нём. Например, лётчик (его имя по соображениям безопасности не раскрывается.— Ред.) 23-го истребительного полка, постоянно базирующегося на аэродроме Дзёмги в Амурской районы, ранее летавший на модернизированном Су‑27СМ, безоговорочно отдаёт предпочтение новой машине.

«Су‑27СМ тоже очень хороший самолёт, но Су‑35С — принципиально новый самолёт, — рассказал пилот в эфире телеканала “Звезда”. — И если наружно он похож на Су‑27СМ, то начинка очень сильно отличается. Можно сказать, что это совершенно другой самолёт: управление совершенно другое, в кабине нет ни одного стрелочного прибора».

В декабре 2016 года пилоты перегоняли четыре Су‑35С с Дзёмги на аэродром Бесовец в Карелии. Дальность полёта составила 8 тыс. км с тремя дозаправками. «Сушки» выполнили его блестяще. «Перелёт выпал тяжёлым. Везде метеоусловия были сложные, но самолёты в процессе перегона проявили себя только с лучшей стороны, как и всегда, — делился впечатлениями пилот. — Самолёты, которые мы перегнали на аэродром Бесовец, отличаются даже от тех Су‑35С, которые находятся на аэродроме Дзёмги. На них более продвинутая версия прошивки. В кабине стоят два монитора, на каких отображается вся информация, необходимая лётчику для выполнения пилотажа, навигации и боевого применения».

Высоко оценили лётчики и боевые возможности Су‑35С. «Это сверхманёвренный истребитель. Его именуют “самолёт поколения 4++”, но реально он приблизился к самолёту пятого поколения. На нём стоят новейшие двигатели с отклоняемым вектором тяги повышенной мощности. Основным отличием от Су‑27 является комбинированная система управления, какая управляет всеми аэродинамическими плоскостями самолёта, включая закрылки, носки, рули управления — все они управляются комплексной системой управления»,— рассказал пилот.

В марте 2017 года Су‑35С, перегнанные в Карелию, уже участвовали в учениях ЗВО. В частности, с них проводились пуски ракет над Ладожским озером. По извещениям пресс-службы ЗВО, командование поставило пилотам Су‑35С задачу найти в заданном районе на высоте 8,5 км воздушную мишень и уничтожить её. Благодаря новейшей радиолокационной станции Су‑35С, мишень была найдена на расстоянии 400 км.

С недавнего времени возможности Су‑35С могут оценить и иностранные лётчики. «Позитивно развивается российско-китайское военно-техническое сотрудничество. Заключены контракты на поставку в Китай многофункциональных истребителей Су‑35», — рассказал министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу во пора лекции на открытии II Всероссийского молодежного форума «Международное военно-политическое и военно-экономическое сотрудничество: современные тенденции» в МГИМО. Министр назвал Китай стратегическим партнёром России.

«Реализуется контракт на поставку Су‑35 в Китай»,— заявил в начине 2017 года на заседании фракции «Единая Россия» в Государственной Думе глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. «В 2017 году мы поставим Министерству обороны Китайской Общенародной Республики ещё 10 самолётов Су‑35», — уточнил президент ОАК Юрий Слюсарь в интервью программе «В рабочий полдень» на канале «Россия 24».

В свою очередность, в докладе Комиссии конгресса США по мониторингу вопросов экономики и безопасности в отношениях с Китаем, опубликованном в конце марта 2017 года, говорится, что торговля КНР российских вооружений, таких как истребители Су‑35С, «ставит под угрозу» превосходство США в воздухе. Более того, российские технологии позволят Пекину ускорить разработку собственных нынешних истребителей, отмечается в документе.

Не исключено заключение и новых контрактов на поставку Су‑35С за рубеж. В марте заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) Михаил Петухов на малазийском авиасалоне LIMA‑2017 отметил, что Россия и Индонезия ведут согласование контракта на поставку многофункциональных истребителей Су‑35С. «Надеемся на то, что подписание состоится в ближайшее время», — подчеркнул Михаил Петухов. Эту информацию подтвердил и министр обороны Индонезии Рямизард Рякуду (Ryamizard Ryacudu), сообщив о намерении закупить 10 машин этого образа. «Помимо Китая и Индонезии машиной интересуются на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Латинской Америке, с ними ведутся переговоры», — в свою очередность, отметил на этой же выставке директор по международному сотрудничеству госкорпорации «Ростех» Виктор Кладов. Ранее глава «Ростеха» Сергей Чемезов известил, что «подписано соглашение о намерении по закупке истребителей “Сухого” Су‑35 с Объединёнными Арабскими Эмиратами».


Су-30СМ

Су‑30СМ — самолёт «витязей»

В марте на выставке LIMA‑2017 в Малайзии состоялось также первое выступление прославленной российской авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи» на их новоиспеченной технике — истребителях Су‑30СМ. Ранее «витязи» летали на истребителях Су‑27.

«В групповом пилотаже у нас пока особых изменений нет. Однако в полёте парой и в индивидуальном пилотаже мы имеем возможность за счёт аэродинамики аэроплана и управляемого вектора тяги выполнять какие угодно развороты, “кувырки”, “управляемый штопор”, — рассказал командир “Русских витязей” Андрей Алексеев. — Группа последовательно осваивает пилотаж на новоиспеченном самолёте. Су‑30СМ — это великолепный самолёт, поэтому в нашей программе будет много новых элементов в одиночном пилотаже с использованием сверхманёвренности».

«Русские витязи» получили восемь многоцелевых истребителей Су‑30СМ осенью 2016 года от их производителя — корпорации «Иркут». За куцее время лётчики освоили программу показательных полётов, в которую включены новые элементы, выполнение которых стало возможным благодаря сверхманёвренности Су‑30СМ. «Новоиспеченные самолёты предельно комфортны и понятны для лётчиков, — особо отметил Андрей Алексеев. — На Су‑30СМ переучились все лётчики группы, и в скором поре мы покажем полёты шестёрки новых истребителей».

Минобороны России закупает Су‑30СМ не только для пилотажных групп. Начиная с 2011 года большая партия истребителей (численностью немало ста единиц) была законтрактована в рамках гособоронзаказа для оснащения воздушно-космических сил и морской авиации. Свыше половины этих машин уже переданы в войска. По суждению российских аналитиков, Су‑30СМ стал самым массовым новым истребителем России. Российские военные рассчитывают последовательно наращивать возможности истребителя за счёт совершенствования авионики и оснащения новоиспеченным вооружением.

Су‑30СМ также прошёл «обкатку» и в реальных боевых условиях в Сирии. Он использовался, как и Су‑35С, для сопровождения российских ракетоносцев. Кроме того, самолёт продемонстрировал на Ближнем Восходе действительно свою многофункциональность. 24 марта 2017 года телеканал «Звезда» опубликовал кадры применения Су‑30СМ, на которых он использует авиационные ракеты для обстрела позиций боевиков к норду от Хамы. В данном случае истребитель выполнял работу штурмовика по обстрелу террористов.

Су‑30СМ стал дальнейшим развитием линейки истребителей Су‑30МКИ ВВС Индии и Су‑30МКМ Королевских ВВС Малайзии. Аэроплан имеет хорошие экспортные перспективы. С 2015 года Су‑30СМ поставляется Казахстану. А в марте на выставке LIMA‑2017 корпорация «Иркут» презентовала для иноземных заказчиков новую модификацию Су‑30СМ — экспортный вариант сверхманёвренного истребителя Су‑30СМЭ. Если в версии СМ, поставляемой для Минобороны России, используется исключительно российское оборудование, то для зарубежных заказчиков на версии СМЭ возможна установка зарубежных систем.


МиГ-35

«Стрижи» пересядут на МиГ‑35

Испытания нового российского истребителя МиГ‑35 ещё только шагают. Он не участвовал в боевой операции ВКС России в Сирии. Но и его презентация в январе 2017 года на фоне сирийской операции прошла при повышенном внимании зарубежных военных.

«МиГ‑35 подлинно обладает хорошими перспективами с точки зрения продвижения на зарубежные рынки, в том числе стран Ближнего Востока и Северной Африки, — рассказал заместитель директора ФСВТС России Алексей Фролкин в ходе выставки IDEX‑2017 в Слитых Арабских Эмиратах в феврале 2017 года. — Мы рассматриваем возможность проведения презентаций технических возможностей этого самолёта для отдельных инозаказчиков».

Эти прогнозы уже сбываются. «Россия с аэропланом МиГ‑35 является основным претендентом на победу в тендере на поставку восьми многоцелевых истребителей для Военно-воздушных сил Бангладеш», — говорится в сообщении Середины анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО). Ранее генеральный директорат оборонных закупок Бангладеш разместил на своём сайте тендерный запрос на приобретение восьми многоцелевых истребителей. Проект также предусматривает опцион ещё на четыре машины.

Появление новоиспеченной модификации «МиГа» подогрело интерес иностранных заказчиков и к базовой модели МиГ‑29. В частности, Россия рассчитывает на новые поставки этого истребителя в Латинскую Америку.

«Уже полгода мы участвуем в тендере, оглашённом Колумбией на закупку истребителей, — рассказал на международной презентации МиГ‑35 заместитель руководителя ФСВТС России Анатолий Пунчук. — Мы предлагаем им МиГ‑29. Кроме того, мы рассчитываем на то, что Перу закупит добавочную партию истребителей МиГ‑29 для своих ВВС». Он подчеркнул, что ВВС Перу уже эксплуатируют истребители данной марки и «на основании опыта эксплуатации данных самолётов решают проблема о закупке дополнительной партии». Возможны поставки «МиГов» и в другие страны этого региона. «Аргентина направила коммерческие предложения о закупке в России немало 15 истребителей МиГ‑29, — рассказал Анатолий Пунчук. — Мы готовим соответствующий ответ».

Не исключено появление и корабельной версии МиГ‑35. «Это вероятно, особенно с учётом того, что усиленная конструкция МиГ‑35 полностью соответствует требованиям к эксплуатации корабельного самолёта, — считает генеральный директор РСК “МиГ” Илья Тарасенко. — В перспективе при получении соответственного заказа мы можем доработать этот самолёт и до корабельной версии». Кроме того, новейший истребитель сможет использовать весь спектр нынешнего оружия, которое есть в наличии у Минобороны России, в том числе лазерное. Об этом на международной презентации МиГ‑35 заявил Юрий Слюсарь. По его словам, на аэроплане увеличено количество точек подвески с шести до восьми, что позволит применять в том числе и перспективные образцы вооружения.

На том же мероприятии главнокомандующий ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев рассказал о предстоящем обновлении парка военный авиации: на смену лёгким истребителям МиГ‑29 придут новейшие МиГ‑35. «Мы будем брать эти самолёты, они нам нужны,— сказал главком. — Минует немного времени, и мы поменяем всю лёгкую истребительную авиацию именно на этот класс». По его словам, первый контракт на закупку МиГ‑35 ВКС России планируют заключить после лётных испытаний, какие, как ожидается, завершатся летом 2017 года. «В первой партии будет 30 машин, а всего для замены парка потребуется не менее 170 аэропланов», — пояснил Бондарев.

Есть планы и по использованию нового «МиГа» известной пилотажной группой «Стрижи». Пока она выступает на базовой версии МиГ‑29. Однако, как заявил в крышке весны командующий ВВС — заместитель главкома ВКС, генерал-лейтенант Андрей Юдин, лётчики пилотажной группы «Стрижи» пересядут с МиГ‑29 на новейшие МиГ‑35. «Предварительное решение о замене в пилотажной группе ВКС России уже кушать, пилоты знают об этом», — пояснил Андрей Юдин. Он добавил, что опытный самолёт в ближайшее время должен поступить на государственные совместные испытания, по итогам которых будет принято решение о закупке партии этих истребителей для ВКС России. Самолёты поступят в том числе и в группу «Стрижи», дислоцированную на аэродроме в Кубинке.

«Перевооружение группы “Стрижи” на новейшие МиГ‑35 расширит возможности пилотирования и повысит безопасность демонстрационных полётов, — произнёс генеральный конструктор — вице-президент по инновациям ОАК Сергей Коротков. — Ресурс тех самолётов, которые эксплуатируются в группе, подходит к своему пределу. За оставшееся пора необходимо решить вопрос поставки новой авиатехники для “Стрижей”, чтобы они по-прежнему показывали свое мастерство». По его словам, ВКС России делают всё, чтобы пилотажная группа «не утеряла своё лицо, марку и прекрасный коллектив, который сегодня во всем мире демонстрирует своё мастерство». «Полёты “Стрижей”— это и реклама нашей авиатехники, и продвижение её на интернациональном рынке», — добавил генконструктор ОАК.

Источник: журнал ОАК «Горизонты», №2, 2017 г.
Фото (с) Андрей Величко, Авиация России