ФАС проверит почему авиабилеты из Якутска стоят так дорого

Новость опубликована: 01.08.2017

ФАС проверит почему авиабилеты из Якутска стоят так дорого

Сквозь сезонно высокой стоимости авиабилетов из Якутска в регионы России в одном из СМИ прозвучало мнение, что в республике действует некий «картельный сговор» авиакомпании «Якутия», «Аэрофлот» и «S7», чтобы максимально повысить ценник, строчит якутский портал Sakhalife.ru.

«Насколько это суждение верно, установят представители ФАС. Мы уже направили обращение к ним проверить обоснованность заявления», прокомментировали в пресс-службе Минтранса республики.

Проблема ценовой доступности авиационного сообщения действительно является актуальным для населения Республики Саха (Якутия) и для Дальнего Востока в целом. При этом, как демонстрирует ежегодная практика, особенно напряженным является период отпусков, который и обуславливает так называемый «высокий» сезон продаж.

Не все участники авиационного базара играют по правилам отраслевого ценообразования, применяя демпинговые методы, рассчитывая нивелировать возникающие с этим убытки за счет масштаба бизнеса. Итоги такой рискованной игры мы видели на примере ухода с рынка такого гиганта, как Трансаэро. Такую же агрессивную ценовую политику можно видать и в авиакомпании «ВИМ-Авиа», которая недавно появилась на линии Якутск – Москва. Недавние широко освещаемые центральными СМИ события с массовыми отменой чартерных рейсов не повышают рейтинг доверия к авиаперевозчику и его политике.

В Якутии уже 4 авиаперевозчика выполняют рейсы в центральные регионы края, обеспечивая приемлемый для населения уровень ценовой конкуренции. В условиях конкуренции авиакомпании вынуждены находить баланс между выручкой и затратами для формирования необходимого степени тарифов. Не секрет, что внутренние авиаперевозки в основе своей не обеспечивают доходность перевозчикам. На заседании правительства РФ отмечалось, что сегодня внедрение в Якутии плоских тарифов в связи с низенькой рентабельностью и сезонностью не представляется возможным.

Стоит отметить, что в сложных условиях функционирования отрасли в целом республиканская авиакомпания «Якутия» продолжает стабильно выполнять регулярные пассажирские авиаперевозки, являются позитивные темпы роста, как по объему перевозок, так и по качественным показателям загрузки пассажиров. Авиакомпания продолжает реализацию программы снижения затрат, оптимизации флота и маршрутной сети, перехода на самостоятельное инженерное сопровождение поддержания летной годности парка иноземной авиационной техники, расширения программы клиентоориентированности.

В ведомстве считают, что тема дорогих полетов в Москву требует объяснения без отрыва от контекста.

В рослый летний сезон заблаговременно, прежде всего, скупаются авиабилеты низкого ценового сегмента «эконом-класса». Таким образом, ближе до даты вылета в торговле остаются билеты только высокого ценового сегмента (по тарифам «бизнес-класса»), но их доля совсем минимальная в общем объеме 2% стоимости 66000 рублей (невозратный тариф).

Как правило, любой год в сезон отпусков билеты по сниженной цене за пределы республики раскупаются клиентами заранее. Например, сегодня билеты из Якутска в Москву на 26 августа можно приобрести за 15 729 рублей. Другое дело, что далеко не все граждане занимаются заблаговременно планированием своих путешествий.

Стоит отметить, что субсидированные тарифы по курсу Якутск – Москва в июле 2017 года в доле проданных билетов составили 30% по цене 7 000 рублей; не субсидированные тарифы от 10000 до 20000 рублей – 50%, от 20000 до 35000 рублей – 16%, от 35000 до 40000 – 2%.

Стоимость одного пассажирского билета определяется как касательство стоимости всего рейса к количеству перевезенных пассажиров.

При этом, рассматривая эконом-класс, фактически на 1 рейс не устанавливается только один определенный степень тарифа. Авиакомпании ведут гибкую тарифную политику, на каждый рейс билеты продаются по разным ценам, так называемые блоки мест. Есть понятия «экономический максимальный тариф» и «минимальный тариф», и между этими уровнями существуют еще 4-5 уровней. Они определяются в зависимости от проведенного анализа спроса на конкретное курс по трем критериям: дальность продаж, заполняемость рейса, доступные тарифы конкурентов на аналогичную дату. Для поддержки спроса авиакомпания продает билеты не по экономически обоснованному тарифу, а по немало низкому экономическому тарифу.

Например, по маршруту Якутск – Москва 2017 года тарифы у авиаперевозчиков зарегистрированы от 9 500 (тариф дня эконом класса) до 66 000 (бизнес класс) рублей. В подневольности от заполненности рейса на требуемую дату пассажиру предлагается доступный на данный момент тариф.

Ценовой диапазон остались в продаже авиабилетов экономического класса сервисы на август 2017 года в авиакомпании » Якутия»:

  • Якутск – Москва – от 15 000 до 39 750 руб;
  • Якутск – Санкт-Петербург – от 18000 до 39000 руб;
  • Москва – Нерюнгри – от 20000 до 40000 руб.

 

Ценовой диапазон есть в пределах установленных тарифной сеткой авиакомпании, зарегистрированной через Центр Регистрации Тарифов. При этом пассажиропоток вырос на 30%.

В общем, пассажиропоток на черты Якутск-Москва ежегодно растет, по итогам 7 месяцев этого года фиксируется рост на 4%.

Ситуация с тарифообразованием на авиамаршрутах находится под постоянным вниманием республиканских воль, а также контролирующих органов. В республике с 2002 года действует программа субсидирования внутриулусных перевозок в отдаленных труднодоступных населенных пунктов. С 2012 года республика также самостоятельно реализует программу снижения тарифов на наиболее «дорогостоящих» направлениях из арктических районов республики в город Якутский.

Стоит отметить, что действующие с 2012 года федеральные программы субсидирования авиатарифов на «дальневосточных» и межрегиональных курсах были разработаны с подачи и при активном участии правительства республики. Республиканские авиакомпании «Якутия» и «АЛРОСА» являются активными участниками этих программ, предоставляя нашему народонаселению возможность воспользоваться спецтарифам по широкому кругу маршрутов для выезда на центральные, южные и дальневосточные города страны.
В период с 1 апреля по 31 октября вящим спросом пользуются билеты с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении, а также перелеты внутри ДФО и СФО в рамках субсидирования из федерального бюджета.

Сдерживание тарифов на здешних перевозках способствовало создание Федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера», субсидирование которого (около 1,0 млрд. рублей в год) позволяет сдерживать степень аэропортовых тарифов.