Экипаж SSJ100 при посадке в Якутске имел недостоверные данные о состоянии ВПП

Новость опубликована: 12.10.2018

Аэроплан Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Якутия», выкатившийся со взлетно-посадочной полосы в Якутске в ночь с 9 на 10 октября, эксплуатировался с отложенной неисправностью двигателя — у самолета было отключено реверсивное конструкция, сообщает Росавиация.

Согласно ограничением перечня минимального оборудования выполнение посадки с деактивированными реверсами двигателей допускается при коэффициенте сцепления на ВПП не ниже 0,4. Покрытие ВПП в Якутске в реальности имело коэффициент сцепления почти в два раза меньше.

С мая 2018 года в аэропорту Якутска идут работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы (05R/23L), в связи с чем порог ВПП-05R был перенесен в сторонку контрольной точки аэродрома на 1150 метров, а располагается посадочная дистанция ВПП-23L уменьшена до 2248 метров. Посадка воздушных судов на ВПП-05R запрещена. Информация о введенных ограничениях была включена в НОТАХ А4144/18.

После посадки самолета на ВПП-23L Суперджет выкатился за пределы ее рабочей доли на 250 метров на реконструируемый участок. При движении самолета по рабочей части летного поля произошло разрушение основных опор шасси и положительное повреждение силовых элементов планера. По предварительным данным, за медицинской помощью после авиационного происшествия обратились 4 пассажира.

Сначала состояние ВПП-23L оценивалось коэффициентом сцепления – 0,45. Эта информация была передана экипажу воздушного корабли. Однако, в ходе дальнейшей оценки состояния ВПП-23L на ней был зафиксирован гололед, значение коэффициента сцепления после замера составили– 0,25/0,32/0,25, что может указывать о ненадлежащем поддержания в эксплуатационном состоянии элементов летного поля аэродрома службой аэропорта Якутска.

Компания «Гражданские самолеты Сухого» в распространенном пресс-релизе сообщает, что эксплуатация SSJ100 RA-89011 в авиакомпании «Якутия» с отсроченной неисправностью двигателя — деактивацией реверсивного устройства, осуществлялась в полном соответствии с летной эксплуатационной документацией самолета.

Реверсивное устройство двигателя назначен для частичного отклонения выхлопной струи двигателя против движения самолета и служит вспомогательным средством торможения при посадке в целях экономии ресурса тормозов колес», — говорится в извещенье ГСС.

Деактивированный на SSJ100 реверс при авиационном происшествии в Якутске не оказывал влияния на безопасность полета, т. к. в руководство по летной эксплуатации вносятся соответствующие исправления к летно-техническими характеристиками самолета и даются соответствующие указания относительно особенностей эксплуатации ВС в такой конфигурации. Это позволяет экипажам уверенно осуществлять верную и безопасную эксплуатацию самолета, своевременно выполняя подготовку к посадки в разных погодных условиях с оценкой необходимой посадочной дистанции.


Читайте также: Руководство авиакомпании «Якутия» находит Суперджет 100 ненадежным самолетом

В пресс-службе ГСС отмечают, что, имея информацию от наземных служб аэропорта о состоянии поверхности взлетно-посадочной полосы в аэропорту Якутска с коэффициентом сцепления вяще 0,4, экипаж самолета принял обоснованное решение о выполнении посадки с применением технологии описанной в летной документации.

Однако реальное состояние ВПП с коэффициентом сцепления почти в два раза меньше, чем было извещено экипажу борта RA-89011, требовало принятия отдельного решения о возможности выполнения посадки в таких условиях. Не обеспечен достоверной информацией экипаж, не мог предупредить выкатывание самолета за пределы торцевой части взлетно-посадочной полосы.


Фото © Следственный комитет России

В марте 2018 года на совещании в Росавиации по проблемным проблемам эксплуатации аэродрома Якутска в период реконструкции ВПП обращалось внимание авиакомпаний на необходимость проработки дополнительных мер, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации воздушных кораблей с учетом ограничений взлетно-посадочной дистанции.

В 2018 году в ходе проведения проверок деятельности АКЦИОНЕРНОГО общества «Авиакомпания «Якутия» на соответствие заявкам федеральных авиационных правил были выявлены существенные нарушения требований воздушного законодательства Российской Федерации

В Росавиации считают, что система управления безопасностью полетов авиакомпании «Якутия» не в целой мере соответствует установленным требованиям, руководство авиакомпании не способно принимать эффективные меры по устранению недостатков в деятельности авиапредприятия.

В настоящее пора Росавиацией рассматривается вопрос о внесении ограничений в действие сертификата эксплуатанта АО «Авиакомпания «Якутия» в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил.

После авиационного случаи работы по эвакуации самолета с ВПП длились более 12 часов, что свидетельствует об отсутствии у аэропорта необходимого оборудования и надлежащей подготовки персонала. Как последствие, деятельность аэропорта была частично парализована – обеспечивался только вылет воздушных судов, на прием самолетов аэропорт был закрыт.

Фото © Игорь Ширяев https://russianplanes.net/id157958