Депутат: авиакомпании не предоставляют пассажирам компенсацию за овербукинг

Новость опубликована: 15.09.2017

Депутат: авиакомпании не предоставляют пассажирам компенсацию за овербукинг

Депутат от Общероссийского общенародного фронта (ОНФ), член комитета Госдумы по транспорту и строительства Александр Васильев обратился в пятницу к министру транспорта российской федерации Максима Соколова с мольбой предоставить информацию о том, какая работа проводится его ведомством относительно нормативного урегулирования так называемого овербукинга – продажи авиакомпаниями большего числа билетов, чем пунктов в самолете. Копия запроса парламентария есть в распоряжении ТАСС.

В документе Васильев отмечает, что в России все чаще фиксируются случаи продажи авиабилетов в числе большем, чем посадочных мест в воздушном судне, регулярно сообщается о пострадавших пассажиров, которые не смогли улететь изначально запланированных рейсом, что влечет для них добавочные временные и финансовые затраты.

«При этом авиаперевозчики, как правило, не предоставляют таким пассажирам адекватную компенсацию», – отмечает политик.

«Прошу Вас известить о Минтрансом России работе относительно нормативного регулирования института продажи билетов по системе овербукинга», – обращается Васильев к Соколову.

В российском законодательстве, строчит депутат, «не содержится норм, прямо регулирующих отношения, возникающие в связи с применением в договоре условия об овербукинге, а существующие меры ответственности перевозчика при возникновении подобных ситуаций не является достаточным сдерживающим фактором для него (как и достаточной компенсацией для пассажира)».

Васильев помечает, что «меры гражданско-правовой ответственности авиаперевозчиков, продающих авиабилеты с условием об овербукинге, несущественные». Он напоминает, что, согласно статье 120 Воздушного кодекса РФ за просрочку доставки пассажира в пункт направления перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50 % провозной платы, если не докажет, что просрочка имела пункт вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

«На практике также встречаются случаи, когда авиаперевозчик списывает ситуации с двойным бронированием одного пункты в салоне самолета на технический сбой, который подпадает под обстоятельства непреодолимой силы, лишая тем самым пассажира права на какое-либо возмещение», – строчит депутат.

По словам парламентария, нормы закона «О защите прав потребителей», что предусматривает возможность взыскать убытки при просрочке предоставления услуги пострадавшим пассажирам также тяжело применять в связи с трудностями доказать конкретный размер понесенных убытков. Он также обращает внимание, что федеральные авиационные правила не содержат особых обязанностей для авиаперевозчика по предоставлению компенсаций пассажирам, пострадавшим от овербукинга, хоть и подробно описывают порядок регистрации на рейс.

«В ходе анализа судебной практики по этому вопросу было установлено, что авиаперевозчики во внесудебном порядке крайне редко удовлетворяют требования пассажиров о взыскании сумм сверх стоимости провозной платы за несостоявшийся полет», – указывает также Васильев.

По суждению политика, «основными лоббистами легализации овербукинга в России являются крупнейшие авиаперевозчики, которые путем введения системы лишнего бронирование влекутся повысить собственную прибыль, а также снизить возможные расходы, связанные с аннулированием бронирования билета пассажиром менее чем за сутки до вылета, когда росла вероятность, что перевозчик не успеет заключить новый договор». При этом одним из главных аргументов авиакомпаний в вопросе легализации овербукинга в России кушать успешная практика применения данного механизма в деятельности американских и европейских авиаперевозчиков. Однако в зарубежных странах его применение имеет довольно жесткое нормативное регулирование, отмечается в запросе депутата.

Васильев помечает, что попытки введения нормативного регулирования овербукинга уже делались Минтрансом России. Так, в 2015 году на федеральном портале проектов нормативных правовых актов ведомством был размещен для публичного обсуждения соответственный законопроект.

Однако, по мнению депутата, предложенные изменения не способны полностью решить существующие проблемы. «Так, законопроектом не были охвачены принципиально значимые проблемы: способы и порядок определения пассажиров, полет которых не состоится, также не указаны категории пассажиров, которые должны иметь приоритет», – объясняет он. Тем не немного, депутат просит Соколова сообщить о судьбе этой инициативы Минтранса.

Как ранее сообщал ТАСС Васильев, а теперь указывает в своем запросе, он совместно с экспертами ОНФ разрабатывает проект федерального закона, устремлённый на урегулирование проблем, связанных с овербукингом. «Эксперты ОНФ отмечают, что на законодательном уровне следует закрепить максимально возможное количество билетов, доступное для торговли по системе овербукинга, а также случаи полного запрета продажи билетов с условием об овербукинге (например, на рейсы с низкой частотностью)», – строчит, в частности, парламентарий.

Овербукинг – это когда на рейс пытаются зарегистрироваться больше пассажиров, чем может вместить самолет. Самая популярная причина овербукинга авиакомпания реализует больше билетов, чем мест на рейсе. Овербукинг созданный авиакомпаниями в расчете на то, что, как правило, кто-то из пассажиров не является на рейс, поэтому билеты продаются «с резервом».

На Западе овербукинг строго регулируется. Например, авиакомпании обязаны оповещать пассажиров о тех авиабилеты, на которые распространяется овербукинг. Такие билеты, как правило, стоят недороже из-за риска пассажира не попасть в самолет.

Если пассажиру не удалось улететь, то авиакомпания старается минимизировать ваши проблемы. Во-первых, как можно скорее доставить вас к месту назначения (в ближайшее самолетом, в котором есть места пусть даже это авиакомпания-конкурент). Во-вторых, возместить все связанные с задержкой затраты (например, на еду и номер в гостинице). В-третьих, как-то дополнительно компенсировать пассажиру потерю времени и нервотрепку деньгами или бонусом (скажем, ваучером на полет).

Порой овербукинг возникает, если самолет по каким-то причинам меняют на менее вместительный (что бывает редко).

Что можно посоветовать пассажирам? Будьте внимательны, когда покупайте авиабилеты. Прежде чем оплатить перелет – декламируйте внимательно правила перевозки пассажиров. И помните золотое правило – скупой платит дважды.