ЦИАМ на «Гидроавиасалоне-2018»: от поршневых до электродвигателей

Новость опубликована: 14.09.2018

С 6 по 9 сентября 2018 года Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова (ЦИАМ, входит в состав НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») зачислил участие в 12-й Международной выставке и научной конференции «Гидроавиасалон-2018» г. в Геленджике.

Символично выглядели авиационные поршневые двигатели ЦИАМ на стенде Уральского завода штатской авиации (УЗГА). Важным событием Гидроавиасалона, не обойденным вниманием средств массовой информации, стало подписание соглашения о научно-техническом сотрудничестве между ЦИАМ и УЗГА. Событие знаменует начин возрождения производства отечественных двигателей для малой и учебно-тренировочной авиации. Стратегическое соглашение подписано в ходе выставки 8 сентября 2018 года в наличье Министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова генеральным директором ЦИАМ Михаилом Гординым и генеральным директором УЗГА Вадимом Бадехой.

Завод и Институт планируют раскатать масштабные работы по восстановлению серийного производства поршневых двигателей для самолетов, вертолетов и БПЛА. Михаил Гордин выразил мнение, что сотрудничество в этом курсе должно быть успешным, поскольку ЦИАМ наработала значительный опыт по двигателям, а УЗГА – по летательным аппаратам.

Свои экспонаты Институт продемонстрировал в рамках объединенной экспозиции НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского». Несмотря на то, что свыше 200 компаний экспонировали более 50 летательных аппаратов и морских судов, стенд ЦИАМ активно привлекал к себе внимание. Особенно посетителей интересовали модель летающей лаборатории на базе Як-40, схематический макет гибридной силовой установки, а также аддитивные технологии, воплощенные в образчиках деталей авиадвигателей из композиционных материалов. Интерес гостей вызвала и современное направление «Электрика в небе» – электродвигатель с обмотками на основе высокотемпературных сверхпроводников (ВТСП) мощностью 50 кВт с винтом и электродвигателем ВТСП 500 кВт разработки компании «СуперОкс».

Руководство и сотрудники Института зачислили участие в насыщенной деловой программе «Гидроавиасалона», конференциях и круглых столах.

Михаил Гордин представил в своем докладе основные направления развития авиационного двигателестроения и перспективные труды Института как в области изучения перспективных схем силовых установок, так и разработки демонстраторов узлов. Особое внимание он уделил вопросам развития национальной испытательной базы, какая обладает уникальными стендами для проведения испытаний авиадвигателей и их компонентов.

По традиции, специалисты ЦИАМ председательствовали на секции «Маршевые силовые и бортовые энергетические установки для амфибийных и безаэродромных летательных аппаратов» Интернациональной научной конференции по амфибийной и безаэродромной технике. Они представили ряд докладов, касающихся создания научно-технического задела в области отечественной гидроавиации.

Андрей Нискороднов проанализировал возможность ремоторизации самолета-амфибии Бе-200 линией замены ТРДД Д-436ТП на турбовинтовентиляторный двигатель-демонстратор с использованием газогенератора ПД-14. Результаты исследований показали, что в случае замены двигателей улучшены летно-технические характеристики самолета, его маневренность и управляемость при рулении на воде.

Проблему эксплуатации авиационных газотурбинных двигателей в морских условиях, связанную с разрушительным воздействием солевой коррозии, возвысил в своем докладе сотрудник исследовательского центра ЦИАМ «Динамика, прочность, надежность» Михаил Волков. Он рассказал о способах защиты от нее основных и ответственных деталей двигателей: использовании материалов с повышенным сопротивлением коррозии и упрощения процесса производства применяемых в ГТД моноколес (блисков) с поддержкой аддитивных технологий. В докладе были приведены предварительные результаты исследования влияния солевой коррозии на малоцикловую усталость образцов из титанового сплава ВТ6, изготовленных по новейшей технологии.

Мульгинов павел рассмотрел проблему разработки ГТД для авиационной техники морского базирования (морская авиация, гидросамолеты и летающие аппараты на рубежу двух сред – экранопланы). В связи с ограниченностью возможностей разработки новых двигателей в силу их мелкосерийности, неизбежна глубокая модернизация («оморячивание») существующего «парка» двигателей. Он рассказал о том, как решается эта задача специалистами Института: «Наша мишень – адаптировать авиационные двигатели для морских условий. Мы тесно работаем с промышленностью, опираясь на научно-технический задел и привлечения экспериментальной базы нашего Научно-испытательного середины».