Авиакомпания «Ямал» станет совладельцем тюменского аэропорта «Рощино»

Новость опубликована: 06.09.2017

Авиакомпания "Ямал" станет совладельцем тюменского аэропорта "Рощино"

Воли Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках приватизации планируется передать авиакомпании «Ямал» свой пакет акций АО «Терминал » Рощино». Таким манером, перевозчик станет новым крупным совладельцем аэропорта Тюмени.

Приватизация пакета акций АО «Терминал » Рощино» запланирована распоряжением правительства Ямала о внесении изменений в прогнозный план приватизации на 20162018 годы. Документ подмахнут губернатором Ямала Дмитрием Кобылкиным несколько дней назад. Когда принято решение о том, что администрация передает свои ценные бумаги региональной авиакомпании неотчетливо. Публично это не обсуждалось ни чиновниками, ни в Заксобрании.

Согласно документам, приватизация пакета намечена на 20172018 годы. Количество акций, которые будут переданы в уставный капитал АТК «Ямал» 25 638 967 штук номинальной стоимостью 25,6 млн рублей. Итого же уставный капитал состоит из 62 286 252 акций.

Рыночная стоимость пакета, очевидно, будет другой. Ямало-Ненецкий автономный округ вложил в реконструкцию тюменского аэропорта немало двух миллиардов рублей. Власти автономии объясняли это тем, что «Рощино» — базовый аэропорт для АТК «Ямал».

Отметим, свежей годовой отчетности АО «Терминал » Рощино» в отворённом доступе нет, но, согласно документам за 2015 год, в АТК «Ямал» была доля в компании, на тот момент равняется примерно двум процентам.

В Тюменской области по состоянию на май 2017 года контрольный пакет в АО «Терминал » Рощино» 57 процентов. Ранее регион обладал 97 процентами, однако после того, как денежки на ремонт аэропорта дал еще и Ямал, доля участия автономии возросла. Миноритарные акционеры в документах раскрытия не указаны.

Несмотря на то, что АТК «Ямал» базовый перевозчик «Рощино» (убранству с «ЮТэйром), в компании есть проблемы. У перевозчика, в отличие от «Ютэйра», нет ангара для обслуживания самолетов. Власти вели переговоры о его строительстве, однако оно не завязалось до сих пор. Ямальская элита, кроме того, отмечает, что, несмотря на огромные бюджетные вложения региона, АТК «Ямал» в «Рощино» своим пассажирам никаких особых условий не предлагает. «Еще ни разу посадка на рейс до Салехарда не проводилась сквозь «рукав», всегда нужно ехать на автобусе», говорит собеседник из числа депутатов. Он считает, что, получив контроль над активами аэропорта, авиакомпания «Ямал» сможет устанавливать выгодные для нее правила. Истина, не вполне понятно, почему их не мог устанавливать сам автономный округ, имея 41% акций.

В планируемой операции есть и третье лицо, заинтересованное в итогах приватизации. Аэропортом Тюмени управляющая компания «Новапорт». Не так давно она раскрывала планы по очередной реконструкции аэровокзала, объявив о том, что будет строить новоиспеченную очередь. И здесь возникает вопрос, станет АТК «Ямал» соинвестором, и как будут складываться отношения у этих коммерческих предприятий.

В правительстве Ямала заявили, что приватизация еще планируется и будет прорабатываться. «Внесение в прогнозный план приватизации акций аэропорта это лишь предлог для всестороннего изучения вопроса для профильного департамента имущественных отношений», пояснили в администрации округа. Там не смогли рассказать, кто и когда принял такое решение и какова мишень передачи акций.

В правительстве Тюменской области также не смогли прокомментировать свою позицию относительно планируемой приватизации. В пресс-службе губернатора известили, что главы департамента имущественных отношений нет на месте. Получить оперативные комментарии директора аэропорта также не удалось. В его приемной предложили прислать запрос.

Между тем эксперты скептически оценивают обсуждаемую операцию.

«В России уложилась обратная практика: принято разделять аэропортовый бизнес и перевозки. Поэтому логика решения непонятна.

Некоторое время назад практика союзы активов применялась авиакомпанией «Ютэйр», но теперь перевозчик сконцентрировал усилия на развитии пассажирских перевозок и авиационных работ. Гораздо более логично было бы предложить акции профессиональному игроку на базаре управление аэропортами», — отметил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Не исключено, что соглашение аргументирована не рыночными механизмами, а политическими договоренностями между губернаторами сложносоставного субъекта. Владимир Якушев и Дмитрий Кобылкин не раз обсуждали межрегиональные транспортирования и развитие «Рощино».

Основным акционером региональной авиакомпании является департамент имущественных отношений Ямала. При этом около двух процентов акций относится компании «Фоника», аффилированной с бизнесменом Александром Забарским. Предприятие банкротится «Сбербанком», пишет портал URA.RU.

Международный аэропорт Рощино расположен в 13 км западнее Тюмени. Является значительным транспортным узлом Сибири, поэтому ему присвоен статус аэропорта федерального значения.